-
31 октября 2005
КАК УЛОЖИТЬ БЮДЖЕТ В СТРАТЕГИЮ?
Перед собранием областной Думы депутаты рассмотрели Стратегию развития Томской области до 2020 года и проект бюджета на 2006 год. Председатель Контрольной палаты Сергей НИКИТЕНКО активно участвовал в обсуждении этих документов и высказал свою точку зрения. Она одобрена депутатами и будет учтена в процессе работы согласительной комиссии.
В погоне за журавлями держать и синицу в руках
Представители администрации, вынося Стратегию на депутатский суд, ответственно утверждали, что подобного документа нет ни в одном субъекте России. Он является составной частью системы планирования и призван ответить на вопрос, как мы сможем жить через 15 лет, если выберем верные приоритеты развития.
В качестве первой группы приоритетов предлагаются информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, «новая экономика», электротехника и приборостроение. Во второй – традиционные отрасли: нефтегазовый сектор, атомный сектор, пищевая промышленность и машиностроение. В третьей – лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство.
Первый приоритет может получить развитие уже в ближайшее время благодаря созданию технико-внедренческой зоны, на что потребуется 450 миллионов рублей из областного бюджета. Это, по мнению разработчиков, привлечет в Томскую область немалые российские и иностранные инвестиции.
Свою оценку этому документу дал председатель Контрольной палаты Сергей Никитенко. На заседании комитета по экономической политике он обратил внимание депутатов и представителей администрации на то, что приоритетность будет выражаться в преимущественном финансировании выбранного направления. А что будет с остальными отраслями? Эту мысль развил и председатель Думы Борис Мальцев:
- Я так же, как и Никитенко, тоже понял, чем отличается первый приоритет от третьего. Да, эта стратегия – прекрасная работа, на уровне докторской диссертации. Но мы хотели бы от этой стратегии получить какое-то движение вперед в развитии экономики Томской области. Задачи должны отражаться в практических показателях и первые из них – в бюджете 2006 года.
Представляя заключение Контрольной палаты на проект бюджета-2006, Никитенко еще раз остановился на «стратегических» ожиданиях:
- Мы страстно хотим уже сегодня спроецировать своё желание на нашу действительность, и стопроцентно уверены, что потенциальные инвесторы испытывают не менее страстное желание скорее прийти в эти зоны и своей деятельностью подтянуть весь «поезд» нашей слабой экономики. Но, к сожалению, инвесторы идут только в те регионы и отрасли, где им комфортно. Специалисты палаты отмечают, что экономику можно двинуть вперед, наращивая темпы инвестирования и в низкотехнологичном секторе. Учитывая замедление роста экономики в 2005 году и прогноз на 2006-2008 годы, мы предлагаем усилить государственную и организационную поддержку этого сектора из средств областного бюджета, вкладывать бюджетные инвестиции не только в зону, но и в действующие предприятия, которые формируют основную налогооблагаемую базу. Не во все сразу, а в те, которые сумели сохранить или создать рынки сбыта, формируют рыночную, производственную и социальную инфраструктуру, производят потребительские товары и услуги для населения, участвуют в программе ипотечного строительства жилья.
С завидным постоянством
Комментируя проект бюджета, Сергей Никитенко вновь, как и в прошлом году, обратил внимание депутатов на снижение планируемых показателей. Анализ, проведенный Контрольной палатой, доказывает, что программное целевое бюджетное планирование сокращается, реальные расходы, по сравнению с 2005 годом, снижены почти на 30 процентов. Госкапвложения сокращены почти в два раза, расходы областных целевых программ номинально увеличиваются на 6 процентов, но в реальном выражении снижаются на 2,2 процента. Расходы на строительство и реконструкцию дорог снижаются на 15 процентов, расходы на поддержку сельского хозяйства запланированы в размере 73 процентов от уровня 2004 года, уменьшается и ряд других показателей.
- Еще одна характерная цифра, - подчеркнул Никитенко, - ожидаемый объем незавершенного строительства – 4,9 миллиарда рублей, а средства, запланированные на госкапвложения, составляют всего 5,8 процента от ожидаемого стартового бюджета. Это даже ниже темпов предполагаемой инфляции! Образно говоря, мы возвращаемся к практике советских времен, от чего стремимся уйти: выделяем деньги не под ввод объектов, которые нужно и можно закончить, а начинаем строить новые. Зачем это делать? Для чего распылять средства?
Специалисты Контрольной палаты не впервые сомневаются в необходимости занижения показателей. История повторяется. В прошлом году палата тоже «нашла» в проекте внушительную «потерянную» в доходах сумму, и жизнь доказала справедливость этих расчетов: в течение года почти ежемесячно собрание Думы рассматривало поправки в областной бюджет на тему, куда направить и как потратить внезапно образовавшиеся суммы в доходной части бюджета. И в этом году аудиторы палаты уверены, что необходимо уточнить расчет прогнозируемого темпа роста ВРП на 2006 год в сторону увеличения, который может составить не менее 107,1 процента. По мнению палаты, имеется возможность увеличить доходы консолидированного бюджета сумме до одного миллиарда рублей, в том числе в областной бюджет - до 900 миллионов рублей.
Прогноз Контрольной палаты, как правило, определяет лишь нижний порог доходов бюджета. Но уровень дополнительных поступлений может быть и выше. В первом чтении с этим сегодня определятся депутаты на собрании Думы, где будет создана согласительная комиссия, которая детально изучит все статьи бюджета и ко второму чтению, будем надеяться, появится усовершенствованный законопроект.
"Томские новости"