Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт


Magna et veritas, et praevalebit (лат.) –
Нет ничего превыше истины, и она восторжествует

phone.jpg
                       

                 

                  

Муниципальный контроль Томской области

Информация о Контрольно-счетных органах муниципальных образований Томской области

Образовательная платформа КСО Томской области


Контрольно-счетная палата в социальных сетях и мессенджере

     

ПСИХИЧЕСКИЙ ФОРС-МАЖОР

  • 3 марта 2006

    ПСИХИЧЕСКИЙ ФОРС-МАЖОР

    В поселке Психбольницы, где численность жителей составляет чуть более двух тысяч человек, в 2002 году приступили к строительству очень дорогого объекта водоподготовки. Я бы сказал, фантастически дорогого. 51 миллион рублей уже вбухали. И теперь, как выясняется, для его завершения потребуется еще около ста миллионов

    О том, как в поселке Психбольницы строили-строили и так не достроили комплекс водоподготовки, сказано немало. Какие страсти бушевали по этому поводу на заседаниях областных депутатов. Как текли на этот объект бюджетные деньги и как они расходовались, проверяла Контрольная палата областной думы. Много чего прелюбопытного она обнаружила. В частности, было установлено нарушений на сумму 4,7 миллиона рублей. Это и завышение стоимости работ без должного обоснования, и оплата невыполненных работ и работ, не предусмотренных проектом, и многое другое.

    Страсти утихли. Объект заморожен. Обитатели поселка продолжают пить «железную» воду. Виновных в долгострое не оказалось. Дескать, заказчики и подрядчики на объекте менялись как перчатки. Поди, разберись теперь в степени вины каждого. Одним словом, форс-мажор, то есть препятствие непреодолимой силы.

    Между тем об этой истории имеет смысл говорить дальше. Самые существенные ее моменты остались как бы за кадром. За пятилетку в рамках обновленной программы «Питьевая вода Томской области» предполагается потратить 473 миллиона рублей на строительство станций водоподготовки в наиболее проблемных населенных пунктах: 213 миллионов – из федеральной казны, 260 – из областного бюджета. Будут ли эти деньги использованы эффективно? И, главное, получат ли при этом жители нашей области качественную питьевую воду? Все зависит от применяемых технологий очистки воды и профессионализма тех, кто их будет внедрять.

    В поселке Психбольницы, где численность жителей составляет чуть более двух тысяч человек, в 2002 году приступили к строительству очень дорогого объекта водоподготовки. Я бы сказал, фантастически дорогого. 51 миллион рублей уже вбухали. И теперь, как выясняется, для его завершения потребуется еще около ста миллионов. Но эксплуатация его тоже выльется в копеечку. Золотую. И теперь наши местные власти, разумеется, вкупе со специалистами, вроде бы намерены откорректировать сам проект, дабы частично решить эту проблему.

    Не удивлюсь, если, в конце концов, возведение этого объекта обойдется в сумму, которую в свое время областная власть вложила в строительство спиртзавода.

    Зачем в поселке Психбольницы возводить комплекс водоподготовки столь большой производительностью - 2750 кубометров воды в сутки? Ведь там проживает не десять тысяч человек, а две тысячи. Оказывается, учитывалась отдаленная перспектива. Дескать, тот район рано или поздно будет активно застраиваться. Чистая вода будет востребована. Но было бы логичным и понятным, если бы работы велись поэтапно – решили одну задачу, приступили к другой. Нет, подрядчик по поручению заказчика взялся за строительство сразу всех объектов, в том числе и тех, которые, например, понадобятся через пять лет после ввода объекта в эксплуатацию. Тех, которые экспромтом всплывали при освоении больших бюджетных средств.

    Но дело, в общем-то, даже не в этом. По сути, нам подсунули технологию подготовки воды древнюю, как говорится, с «бородой». Представьте наш самый первый советский компьютер, самый большой в мире. Огромные площади, много обслуживающего персонала. Мы за ценой не постоим! И сравните его с современным компьютером, который занимает всего лишь площадь рабочего стола или того меньше, а операции выполняет быстрее, качественнее и при этом стоит относительно недорого и не выходит постоянно из строя. Наверное, вас отправили бы в психбольницу, если бы вы изъявили желание заказать аналог той первой отечественной вычислительной машины для рабочих нужд.

    Когда же у нас заказывают и внедряют старую, давно ставшую классикой технологию водоподготовки, так называемый реагентный способ очистки воды, никто из чиновников, отвечающих за эффективное использование бюджетных средств, от этого не сходит с ума. От таких технологий давно отказываются во всем мире. Отказываются уже и в России, там, где считают и экономят деньги и хотят, чтобы потребители действительно пили воду, соответствующую санитарным нормам. Там используют современные технологии. Они есть, есть и результат.

    А у нас в Томске для жителей поселка Психбольницы выбрали «классику», с морально устаревшим оборудованием, которое будет поддерживаться в рабочем состоянии «костями» эксплуатации, то есть обслуживающего персонала. Объект занимает три гектара земли! Все сооружения, которые понаставят внутри этой площади, нужно соединить между собой коммуникациями. Это уже получается солидное инженерное сооружение с подъездными путями, мощными энергозатратами и прочим. Это влечет за собой солидные земляные работы. В землю много чего можно зарыть и спрятать. Даже песок, якобы привезенный из далекого Новосибирска (как будто у нас своего нет) и якобы засыпанный в вырытый котлован. Подрядчик до последнего стоял на своем: мол, засыпали котлован песком. Хотя никакого песка и в помине не было.

    Грустно становится от мысли, что аналогичной производительности сооружение водоподготовки, работающее полностью в автоматическом режиме, в поселке Психбольницы, в принципе, можно было бы возвести всего миллионов за двадцать пять. Это если его выполнять в модульном варианте. В капитальном исполнении объект стал бы миллионов на 15 - 20 дороже. Это если брать по максимуму, с приличным запасом.

    Вообще, странным кажется, что у нас до сих пор отсутствует технологическая экспертиза проектов водоподготовки. Да, они проходят госэкспертизу, но это есть всего лишь их оценка и проверка с точки зрения строительной части и сметной стоимости. А вот насколько технологические решения хороши или плохи, насколько один проект выгоднее отличается от другого – этого у нас нет. Наверное, было бы логичным создать соответствующую комиссию, состоящую из нескольких независимых экспертов. В нашем случае новосибирский проектировщик выбран вообще без какого-либо конкурса.

    Думается, не следует допускать той ситуации, когда заказчиком проекта и генподрядчиком выступает одно лицо. В нашей истории этапе таковым было МП «Томскводоканал», который, заказав у новосибирцев проект, как подрядчик, очень был заинтересован «раздуть» стоимость работ. Кроме того, объект строился без документации, должным образом оформленной, часть которой, а именно рабочая документация, не прошла дополнительную госэкспертизу. Кстати, с разработкой рабочей документации стоимость работ возросла на 26 процентов в связи со значительным увеличением стоимости одного из основных объектов «Станция обезжелезивания», а также включением в проект 22 дополнительных объектов. Также замечу, что финансирование работ по проектированию и строительству комплекса водоподготовки в начале производилось вообще без проведения конкурса. Конкурс на выполнение строительных работ провели спустя шесть месяцев, победителем, конечно же, стал «Томскводоканал». Потом, в 2004 году, был второй конкурс на продолжение работ по водоснабжению поселка Психбольницы. Победителем в нем признали ОАО «Томскгазстрой».

    Обещанного на конкурсах (а они в принципе для того и проводятся) удешевления работ не произошло.

    Вообще, нет большого смысла говорить о практике проведения конкурсов, если иметь в виду недавнее высказывание одного областного чиновника. Мол, мы не проводим конкурс, если его результат нам заранее не известен.
    Замечу лишь, что конкурсы на проектирование объектов водоподготовки у нас проводятся не во всех случаях. Часто предлагают исполнителям уже готовый продукт - такие проекты, такое технологическое решение, которые у специалистов не выдерживают никакой критики. В конкурсах на строительство объектов водоподготовки часто побеждает тот, кто предложит меньшую сумму, а в ходе выполнения работ, оказывается, у него стоимость сооружения растет как снежный ком.

    И последний момент, на который хотелось бы обратить внимание. Какую воду пьет потребитель? Нередко основанием для проектирования, для выбора той или иной технологии, метода очистки воды являются не результаты технологических изысканий (химический состав воды с учетом температуры исходной воды, содержания растворенных газов), а методические рекомендации из того или иного учебника, пособия. Эти рекомендации носят информационный характер и могут быть использованы для выполнения ориентировочных расчетов и некоторого представления о реальных затратах.

    Ориентируясь только на методику из учебника, нельзя выбрать оптимально технологические режимы очистки воды и прочее, нельзя получить качественную воду. Впрочем, этими «мелочами» мало кто забивает голову. Мол, если санэпидстанция дает добро на ввод в эксплуатацию станции водоподготовки, значит, с этого объекта выходит вода, соответствующая санитарным нормам.



    Но, во-первых, нередко (особенно это практиковалось на севере нашей области) такие объекты сдаются по так называемым согласованным с СЭС нормативам. Предельно допустимая концентрация по железу – 0,3 миллиграмма на литр. По согласованным нормативам – 0,8-1 миллиграмм на литр. Борьба в основном идет с железом. Потому что это - ржавая вода, и это видно невооруженным глазом. Во-вторых, если мы имеем на выходе со станции водоподготовки нормативную воду, то, как правило, у потребителя она уже санитарным нормам не соответствует. У «чистильщики воды», которые работают по учебнику и не заморачиваются по «пустякам», один ответ: дескать, это виноваты старые ржавые водопроводные сети. Там она и загрязняется.

    Но она там может и не загрязняться. Все зависит от выбора технологии и ее грамотной регулировки. Речь идет о том, что вода с такого объекта водоподготовки поступает в наши ржавые водопроводные сети стабильная. Не агрессивная, которая разъедает металл и бетон. Стабильная вода за месяц или полгода вынесет из труб ржавчину, иные образования. И у вас в кране будет вода, отвечающая санитарным нормам. Скажете, фантастика? Нет, не фантастика, а реальность.

    Кстати, реагентный способ очистки воды, реализуемый в поселке Психбольницы, стабильную воду не даст. Хлорка и не до конца удаленные газы тому помеха.

    Александр ЯКОВЛЕВ, "Томские вести".



Возврат к списку