-
1 ноября 2006
СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН ИНСПЕКТОРА
За грифом «ДСП»
Серия публикаций под новой рубрикой «За грифом «ДСП» – о людях не публичных. Они - не частые герои газетных страниц, и о них мы не знаем ничего или почти ничего. Это и их труд – служба, которая «на первый взгляд как будто не видна». Но пользу обществу они приносят вполне конкретную, исчисляемую дензнаками: сотни, миллионы рублей. А появление рубрики, кстати, не случайно: в нынешнем году исполняется 375 лет финансовому контролю в России.
Несмотря на «драконовскую» должность, Алексей Буков утверждает, что ее суть – не карать, а помогать
Давайте определим позиции. Вот есть деньги – не те, что лежат в личных кошельках, а те, из которых складывается наш общий карман, иначе говоря, бюджетные. Есть граждане, наделенные правом ими распоряжаться – в интересах общества, естественно. И есть люди, уполномоченные проверять, как и насколько эффективно расходуются бюджетные средства. От компетентности и принципиальности этих людей, проверяющих общие «закрома», зависит грамотное распределение финансовых потоков и, опосредованно, толщина наших с вами личных кошельков. Такая существует логическая взаимосвязь. Понятно, что в конторах и учреждениях ревизоров не встречают с распростертыми объятиями, относятся настороженно, остерегаются и боятся, в душе считая карателями или церберами, а они, снисходительно принимая прохладное к себе отношение, настойчиво копаются в море документов, ведомостей, цифр... Для нашего, повторим, общего блага.
Эта прелюдия нам понадобилась, чтобы познакомить читателей с Алексеем Буковым, инспектором Контрольной палаты Государственной думы Томской области. Признаемся, что как раз Алексей Валерьевич и спровоцировал появление первого абзаца статьи, поскольку при встрече автор поделилась с ним устойчивым стереотипом, сложившимся под влиянием знакомых руководителей: «Как достали проверяющие!». Ну, Алексей и разложил все по полочкам, расставил акценты – что, зачем и почему. И привел конкретные факты в подтверждение своей позиции.
Но начнем мы не с фактов, а с личности самого инспектора. Ничего устрашающего и грозного во внешности этого человека нет абсолютно. Напротив, мягкая, скромная улыбка, внимательный и доброжелательный взгляд, интеллигентные манеры, образный литературный язык говорили о хорошем образовании и воспитании. И впрямь, двойное высшее (химико-технологический факультет политеха и экономический факультет высшей школы бизнеса) плюс деликатные родительские «университеты» заложили в нем основательную эрудицию, крепкий багаж знаний и такие качества характера, как трудолюбие, порядочность и принципиальность. Очень, к слову, необходимые в будущей работе. Поэтому появление Алексея в только что созданной (это произошло пять лет назад) Контрольной палате областного парламента можно считать не случайностью, а счастливой закономерностью. Именно таких – умных, честных, трудолюбивых – и притягивал создающийся контрольный орган.
Недавно аудиторская группа Светланы Зориной, под руководством которой работает инспектор Алексей Буков, завершила проверку расходования средств на реализацию областной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды Томской области (2002-2005 годы)». Деньги на программу, по провинциальным меркам, были выделены большие: 52 миллиона рублей - из федерального бюджета, 42 миллиона - из областного, 9,5 - из местных бюджетов, да еще и 13,5 миллиона привлекли из внебюджетных источников. Насколько рационально были потрачены более сотни миллионов? Это и предстояло выяснить Алексею Валерьевичу и его коллегам.
В департаменте образования, разумеется, не особенно обрадовались проверке, однако препятствий не чинили, добросовестно выдали и отчеты, и необходимые бухгалтерские документы: изучайте, уважаемые, все - копейка в копеечку. Перелопатив горы бумаг и побывав во многих школах области, инспекторы обнаружили, что грубых нарушений действительно нет, но и идеальной «чистоты», увы, тоже. Да, за время действия программы в образовательные учреждения области были поставлены 1837 компьютеров с системным программным обеспечением и пакетами прикладных программных средств, 197 проекторов, комплекты учебных материалов на CD-дисках и многое другое. Да, обеспеченность учащихся современной компьютерной техникой выше запланированной: за счет средств, выделенных на реализацию программы, и других источников она составила в среднем один компьютер на 27 ребят (в городских школах – один компьютер на 35 учащихся, в сельских – один на 18). Да, курсы повышения квалификации в области новых информационных технологий прошли более шести тысяч педагогов. Все так, все правильно. Но какой резон, задались вопросом инспекторы, в глобальной компьютеризации, если 103 школы (четверть всех школ области!) не подключены к сети Интернет? А 33 сельские школы, подключенные по технологии коммутируемого доступа, имеют скорость передачи данных от 1,2 до 1,9 Кбит в секунду (пояснение для непосвященных: вы включаете компьютер, пытаетесь войти в сеть, нажимаете кнопку и долго-долго, до морковкина заговенья, ждете установления связи). Какой резон в тотальном обучении педагогов, если некоторые из них прошли «ликбез» дважды и трижды, а некоторые – ни разу?
Алексей, побывавший в нескольких северных поселках области, не скрывает сожаления, вспоминая, например, одну из школ, где директор - преподаватель русского языка и литературы - заодно ведет и информатику. На курсах эта дама никогда не была, как и насколько качественно обучает детей компьютерной грамоте – большой вопрос. Уникальная техника здесь в основном используется как печатная машинка. Инспектору жаль не затраченные средства (использованы-то они по назначению!), а ребятишек, лишенных возможности постичь мир с помощью информационных технологий, а значит, приобщиться к цивилизации.
По итогам проверки был составлен отчет в областную думу, в котором аудиторская группа зафиксировала многочисленные замечания. Одно из них - о неэффективном использовании департаментом почти 230 тысяч бюджетных рублей на приобретение модемов в школы (там подобные модемы уже были), и 215 тысяч - на аналогичные устройства для сельских школ, не имеющих доступ в Интернет. «Зависли» и 325 тысяч рублей, направленных на приобретение оборудования для вещания учебных программ в школах Катайги, Кедрового, Среднего Васюгана, которое в течение трех лет использовалось для трансляции телеканала «Культура», а после возвращения в школы лежит там мертвым капиталом. Представление об устранении этих и других нарушений и о возврате в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению, подписанное председателем Контрольной палаты Сергеем Никитенко, передано начальнику департамента общего образования Леониду Глоку.
Это - лишь один служебный сюжет из жизни инспектора Контрольной палаты. Я познакомилась с ним, желая понять сама и пригласить поразмыслить читателя: почему так устойчив устрашающий образ ревизоров и почему их функции никак не располагают к увеличению числа доброжелателей? Справедливости ради сразу скажу, что департамент образования, как и многие другие объекты проверок, не стал врагом Контрольной палаты (Алексей пояснил, что у проверяемой стороны всегда есть вполне цивилизованные возможности для контраргументов). Но смею предположить, что особой теплоты и дружеских отношений не случилось. Впрочем, Алексей Буков, как и другие сотрудники, знал, куда идет работать. Быть «щукой», не дающей дремать «карасям», - трудная миссия, утешающая лишь тем, что направлена она на общее благо. Другое дело, как достается оно, это общее благо, какой ценой, какими интеллектуальными и эмоциональными усилиями сотрудников палаты. Настороженность, замкнутость, противостояние, а то и судебные тяжбы за наше общее благо приходится выдерживать именно им. Разумеется, я не могла не задать вопрос: как вы выдерживаете такое напряжение? Алексей улыбнулся: «А мне мой «тыл» помогает: жена Лена и двухлетний Дима. Пара вопросов сынишки по дороге из детского сада – и всю усталость как рукой снимает...».
Контрольная палата ГД ТО