Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт


Magna et veritas, et praevalebit (лат.) –
Нет ничего превыше истины, и она восторжествует

phone.jpg
                       

                 

                  

Муниципальный контроль Томской области

Информация о Контрольно-счетных органах муниципальных образований Томской области

Образовательная платформа КСО Томской области


Контрольно-счетная палата в социальных сетях и мессенджере

     

КОРОЛЕВА КОНТРОЛЯ

  • 10 января 2007

    КОРОЛЕВА КОНТРОЛЯ

    К каждому мероприятию она готовится как к шахматной партии. Продумывает дебют, ходы, просчитывает возможные «ловушки». Ее охватывает азарт, как игрока: кто окажется умнее – она или тот руководитель, чье ведомство попало под проверку? Колоссальный опыт и природная настойчивость, подкрепленные её профессиональной интуицией, помогают неизменно побеждать, как и подобает настоящей королеве. Но сраженье на шахматной доске – все-таки игра. В жизни отвоевать титул королевы значительно сложнее. Однако ни царственной спеси, ни триумфального тщеславия за той, о ком пойдет речь, не наблюдается. Да и главное для неё – не изобличить, не схватить за руку, не взглянуть победоносно и сурово, а предостеречь, помочь, сохранив, по возможности, нормальные человеческие взаимоотношения с проверяемыми. О ком же речь? Никаких секретов, знакомтесь: инспектор Контрольной палаты Государственной Думы Томской области Лариса Марталог.

    Улица, ставшая профессией

    Разными бывают мотивы, которыми руководствуются люди при выборе профессии. Пошли по стопам родителей, с детства мечтали о небе (медицине, журналистике, балете…), последовали примеру любимой учительницы - это, согласитесь, понятные и привычные аргументы. Но вот чтобы в основу профессиональной мотивации легла топонимика и, конкретно, название улицы – с таким автор материала столкнулась впервые. Нет, улица была не Контрольной (контроль в трудовую биографию Ларисы придет значительно позднее), она именовалась проще и стандартнее – Строительная.

    - Это была главная улица в нашем селе, - рассказывает Лариса Леонидовна. – Дом моих родителей стоял как раз на ней. Здесь же располагалось строительно-монтажное управление, ПМК, другие организации, связанные со строительством. Вокруг них бурлила жизнь, они возводили объекты сельскохозяйственных комплексов, дома и социальные объекты, асфальтировали дороги. По утрам все бежали туда на работу. Казалось, что само существование села связано с этими предприятиями. Да так оно и было на самом деле: как только начались тяжелые перестроечные годы и предприятия рухнули, остановилась и жизнь в поселке.

    Но в те времена, когда перед Ларисой, только что окончившей восемь классов школы, и ее братом-десятиклассником встал вопрос – какую профессию выбрать? – сомнений не возникло: конечно же, строительную. Отец повез их в Курган, в строительный техникум Министерства сельского хозяйства. В приемной комиссии слегка удивились: у девочки в свидетельстве почти одни пятерки и вдруг решила получать не высшее, а среднее специальное образование. На что отец резонно заметил: «Если захочет поступить в институт – поступит и после техникума». Институт, вернее, университет в ее жизни действительно будет. Но уже не в Кургане, а в Томске.

    Романтика цифр

    При распределении Лариса не случайно выбрала Томск: здесь был известный на всю страну архитектурно-строительный институт. Однако город, в который она попала впервые, встретил неласково. У них в Курганской области в конце марта уже вовсю весенние ручьи бегут, а здесь – лютый мороз и сугробы. В электричке от Тайги до Томска расплакалась: «Господи, куда еду?». Отец, провожавший дочь до места назначения, разул ее и два часа отогревал окоченевшие ноги. С вокзала, не зная, на каком транспорте доехать до «Томскгражданпроекта», они бегом бежали по стылому проспекту Кирова. В общем, первое впечатление от Сибирских Афин оказалось удручающим: холод, мрак, невыносимые условия для жизни.

    Но тепло человеческих отношений растопило лед в душе, помогло не просто принять город, а полюбить его. В сметном отделе молодого специалиста окружили заботой и вниманием: наставник Нина Ивановна Бердникова, руководитель группы Валентина Петровна Сафронова опекали девушку, помогали осваивать премудрости профессии, поддерживали в быту. Составляя сметы на строительство – а это означало, что надо было рассчитать стоимость всех работ от «а» до «я» (фундамент, перекрытия, кладка, потолок – от гвоздя и краски до внутреннего оборудования, включая ложки и плошки), - Лариса чувствовала себя причастной к строительству зданий и сооружений. Ей казалось, будто она не просто сметчик, но и проектировщик, и архитектор – «голубая кровь» строительного дела. Когда-то, наблюдая за тем, как мама составляет бухгалтерские отчеты, Лариса думала: какая скукотища! А теперь вдруг сухие цифры наполнились для нее живым содержанием: вот она вместе с коллегами в мельчайших подробностях обсчитала объект, и спустя какое-то время появился кардиологический центр, а потом областная клиническая больница, казначейство, банк и целый жилой микрорайон МЖК с Хобби-центром и стадионом. Много, очень много важных и нужных людям сооружений созданы с ее участием. И в каждое из них она вложила частицу души. Это сблизило Ларису с городом, сделало его родным и любимым.

    Вынужденные зигзаги судьбы

    Лариса хорошо помнит, как в «Томскгражданпроекте» отмечали юбилей Тамары Ивановны Спириной. Там вообще был очень хороший и дружный коллектив. Ветерана благодарили за прекрасную работу, говорили добрые слова. «Хорошо бы, чтобы через 25 лет, - думала Лариса, - меня тоже так чествовали». Ей казалось, что институт в ее жизни - навсегда. Но налетели тяжелые 90-е, начались сокращения, перебои с зарплатой. Случалось, что не на что было купить хлеба, молока. А на руках – двое сыновей. Как ни тяжело было расставаться с коллективом, как ни отговаривало руководство, она приняла трудное для себя решение и перешла в городское управление здравоохранения, в группу по техническому надзору за капитальным ремонтом. Одновременно поступила на заочное отделение ТИСИ. Специализацию выбрала такую, чтобы полученные на практике знания подкрепить теорией: факультет промышленного и гражданского строительства давал возможность вникнуть в самые мельчайшие детали строительного дела. Учиться Ларисе помогала вся семья. Муж Анатолий, окончивший в свое время Ленинградское арктическое училище по специальности «электрорадионавигация», консультировал по физике и химии. Четырехлетний сынишка Георгий критиковал маму за то, что «забыла» на пятиэтажном доме нарисовать трубу. Кот Марсик любил угнездиться на письменном столе рядом с настольной лампой, когда хозяйка с 11 вечера до двух ночи сидела над чертежами, и внимательно наблюдал за движениями ее рук. Стоило Ларисе отлучиться на минуту, как все ластики и карандаши были на полу, но хвостатый пакостник делал это так аккуратно, что ни разу не испортил ни одного чертежа. В итоге за интерес к учебе кота переименовали в Студента, а Лариса после шести лет бессонных ночей добралась-таки до защиты диплома. Кстати, из тридцати поступивших вместе с нею в группу на первый курс окончить вуз смогли только двое.

    Опыт рубль бережет

    После вуза судьба забросит Ларису в организацию со странной аббревиатурой в названии - СОКРОСК (впоследствии - центр муниципального заказа), затем в КРУ и, наконец, в Контрольную палату областной думы. Везде она будет заниматься практически одним и тем же: контролем расходования бюджетных денег, направленных на строительство и капитальный ремонт. Досконально зная строительную "кухню", она сбережет для государства не один миллион рублей. Аэропорты и дороги, больницы и школы, объекты газа и теплоснабжения, мосты, и даже морги и полигоны бытовых отходов (попросту говоря свалки) станут объектами ее изучения. Опыт и профессиональная интуиция помогут ей, как хорошему сыщику, точно определять, где в «землю зарыты деньги». Она не верит бумажкам и отчетам, обязательно лично проверяет каждый факт: забирается на крыши, спускается в подвалы, не брезгует залезть в канализационную систему, чтобы своими глазами убедиться в том, что работы не просто обозначены в акте, а выполнены на самом деле. Её аргументы – только факты. Так было с мифическим метровым слоем песка, якобы уложенного под полы первого этажа строящейся станции водоснабжения в поселке Сосновый бор. Так было и с новой трубой, которую, если верить официальной бумаге, якобы врезали в систему канализации при реконструкции хлебозавода на Водяной. Исполнители, видимо, думали, что контролеры вряд ли отважатся спуститься в канализационный люк: неэстетично, неприятно и даже противно. А Ларисе Марталог с коллегами не до эстетики, когда это необходимо для дела: и спустились, и обнаружили, что никаких 54-х метров новой трубы там нет, оформлена элементарная «липа». Пытаться обвести Марталог вокруг пальца бесполезно, потому что в строительной специфике она разбирается лучше, чем на собственной кухне. И вот что удивительно: после проверок, влекущих за собой административные меры воздействия на руководителей, никто из них не становится ее врагом. Напротив, звонят, советуются, просят проконсультировать. Секрет прост: знания, убедительные аргументы и корректная форма изложения претензий вызывают уважение к инспектору, располагают к ней людей.

    - Таких специалистов, как Лариса Леонидовна, в Томске по пальцам пересчитать, - говорит руководитель группы, аудитор Контрольной палаты Ольга Нашивочникова. – Она досконально разбирается не только в финансовой стороне проверок, но и в сложных технических вопросах. Так тщательно объекты капитального строительства не проверялись давно, и нерадивые строители считали возможным безнаказанно «спускать» бюджетные деньги. Зная, что на страже интересов Томской области стоит сильная команда Контрольной палаты, можно с уверенностью сказать, что многие теперь остерегаются «пустить пыль в глаза» при освоении капитальных вложений. Во многом в этом заслуга Ларисы Леонидовны. Ее по праву можно назвать профессионалом с большой буквы.

    А профессионал Лариса Марталог, будучи скромным человеком, основу своих знаний видит не столько в собственных усилиях, сколько в отзывчивости людей, с которыми ее сводила жизнь. Именно они помогли ей «воцариться» в профессии, стать сильной, рассудительной, выносливой и мудрой, если и выносить приговор, то обдуманно и корректно. Она, например, перечислила всех специалистов Контрольной палаты, потом имена тех, кто помогал, подставлял плечо в жизни, – вчера и сегодня (список получился огромный, озвучить его в газете нереально, но, думаю, те, кто общался с Ларисой Леонидовной, поймут, что их она упомянуть не забыла)… Но, согласитесь, в этом проявляется поистине королевская щедрость – всегда отзываться о людях с благодарностью.

    Благородство возвеличивает.



Возврат к списку