-
9 марта 2005
Екатерина Василевская: "Приходится включать и обаяние!"
Контрольной палате Государственной Думы Томской области в конце февраля исполнилось три года. Все эти годы у руля палаты вместе с председателем Сергеем Никитенко стоит очаровательная дама, его заместитель Екатерина ВАСИЛЕВСКАЯ. Накануне праздника 8 марта мы побывали в Контрольной палате, чтобы выяснить главное: каково женщине выступать в роли контролера?
- Екатерина Даниловна, вы стояли у истоков создания Контрольной палаты Государственной Думы Томской области. Сегодня, по прошествии трех лет работы, ответьте как на духу: не страшно было менять место работы в мэрии на что-то совершенно новое?
- Некоторые терзания, действительно, присутствовали. Но терзания касались вовсе не новой работы, а нового коллектива. Дело в том, что департамент финансов мэрии Томска – это то место, где я сформировалась как специалист, попав в хороший коллектив, где прожила активные годы молодости. Та нагрузка, которую несут сотрудники департамента финансов и по сегодняшний день (я ведь каждый день по телефону общаюсь с коллегами) очень тяжела. Мы работали по 12 часов каждый день, включая выходные. Невзирая на наличие семьи, ребенка, получения второго высшего образования… Точно так же работала Людмила Владимировна Смольникова, руководитель департамента. Конечно, мне жалко коллектив, оттуда за эти годы практически никто не ушел. Кроме меня.
- А вы, значит, на легкий хлеб польстились?
- Я захотела попробовать себя в новой ипостаси. Кстати, начинали мы почти с пустого места - в «Белом доме» нам выделили полтора кабинета. Не было никакой нормативной базы, кроме закона о Контрольной палате и тех документов, которые удалось получить в Московской счетной палате, в Счетной палате Российской Федерации. За 2002 год мы создали основную нормативную базу. Не скажу, что рабочий график в Контрольной палате менее напряженный: при подготовке заключений мы работаем и до десяти вечера, включая субботу. А в обычный день, если и можем позволить себе уйти в шесть часов, то у каждого дома ждет компьютер.
- Что входит в сферу интересов Контрольной палаты?
- Собственно областной бюджет. Это не только расходы, но и доходы, а также управление собственностью. Собственности, как оказалось, у Томской области весьма приличное количество. Движимое и недвижимое имущество, акции. Мы оказались первопроходцами в плане изучения эффективности использования областной собственности и доходов от нее.
- И насколько эффективно используется областная собственность, откройте тайну, Екатерина Даниловна.
- Пожалуй, первый наш вывод был таков: в распоряжении собственностью - низкий уровень ответственности исполнителей, тех, кто должен делать квалифицированные договоры, отслеживать их выполнение. Естественно, потом пошли причины: мало кадров, те, что есть, заняты многими сферами деятельности… Но надо отметить вот что: с 2002 года очень существенно поменялась вся нормативная база департамента госсобственности. И работа департамента заметно изменилась в лучшую сторону. Это радует.
За три года мы проверили использование средств 15 областных целевых программ. Выясняли, какой результат достигнут. Оказалось, что не все радужно. Координаторы не всегда способны выстроить стратегию и добиться выполнения программы так, как они это «расписывали» парламентариям.
- Я позволю себе процитировать недавнее политическое заявление губернатора, который непрозрачно дал понять, что Контрольная палата областную администрацию проверками замучила…
- Я бы это расценила как доверие. Потому что знаю доподлинно: для руководителей департаментов важнее прочитать акт Контрольной палаты, чем те приглаженные отчеты, которые выдают подчиненные-исполнители. В нашем акте можно увидеть полную, объективную картину. При этом отсутствуют субъективные оценки – все основано только на документах. Включая терминологию отчетов. Да, где-то бухгалтер плохой, да, у него учет никуда не годный… Но мы пишем корректно: «нарушены инструкции министерства финансов». А дальше умный начальник пусть сам делает выводы. Мое мнение таково: присутствие двойной бухгалтерии можно объяснять разными обстоятельствами, но только не в отношении бюджетных денег. Некоторые руководители департаментов морщатся, когда видят нас на пороге. Тем более что к некоторым мы приходим чаще, чем к другим – например, в тот же департамент госсобственности или департамент финансов. Но зато мы убережем чиновников от ошибок, правда?
- Иными словами, они должны быть благодарны суровым контролерам за собственное спасение?
- Борис Алексеевич Мальцев сказал как-то крылатую фразу, и она абсолютно верна: «Цель работы Контрольной палаты в том, чтобы чиновники не сидели в тюрьме». В нашей жизни бывает, что люди ведут себя благоразумно только тогда, когда исчерпывают все остальные возможности. Но не за счет же народных денег! Понятно, что не корысти ради, а и по незнанию все может быть. Ведь бюджетная классификация и инструкции меняются каждые две недели, и мы постоянно следим за обновлением.
- Функции любой Контрольной палаты одинаковы. Есть ли «изюминка» у томской?
- Когда наша палата только создавалась, мы съездили в Новосибирск, Кемерово, Тюмень – познакомились с соседями. Отличие томской палаты от других в том, что наши коллеги «мочат» и «мочат» департаменты финансов, извините за натурализм. Счетная палата РФ в отношении Минфина тоже идет по этой схеме. У нас - по-другому. Мы смотрим: почему департамент финансов именно так поступил? Предполагаем, что он вынужден был так сделать, поэтому беремся за второе, третье звено цепи – нам важно причину найти. Проще простого сказать: «Деньги отданы не так!». И все шишки упадут только на одного человека. Наш подход - конструктивнее. Ведь важнее не только отразить факт, но подготовить документ, который будет полезным для Думы, поможет при принятии решений.
- Практические результаты ваших проверок не заставляют себя ждать?
- Уже стал хрестоматийным пример с реализацией целевой программы «Народный счетчик», когда ОАО «Томскэнерго» по результатам нашей проверки признало перерасход почти 16 миллионов рублей и свою готовность вернуть их в бюджет. К чести руководителей «Томскэнерго», слово свое они сдержали, перечислив эти деньги в полном объеме. А в целом по году объем выявленных нарушений составил 301 миллион 649 тысяч рублей. Сумма устрашающая, но из них использованные с нарушением законодательства «тянут» на 104 миллиона рублей. Какие это нарушения? Например, не проведен конкурс, неправильно подписан договор подряда… Таким образом, распорядитель кредитов по определению не вправе был это финансирование производить. Но он это сделал, и деньги, выданные с нарушением законодательства, вполне могли бы потеряться.
- Быть контролером – тяжкий крест для женщины, Екатерина Даниловна?
- Думаю, что женщины по природе своей эмоциональней и мягче, чем мужчины. Мы видим не только цифры – в первую очередь, мы видим за ними людей. Мужчина говорит жестко: «Мне нужны эти документы завтра!». А женщина скажет так: «Будьте добры, приготовьте мне эти документы к завтрашнему дню». И всем приятно. Это к слову о «кресте».
- Насколько в вашей работе полезны чисто дамские штучки – кокетство, например?
- Хотелось бы не включать ни кокетство, ни обаяние. А просто молча получить нужные бумаги и уйти. Но большинство тех, кого мы проверяем, – очень сильные личности. Наш человек должен быть мудрее и грамотнее проверяемого. Так что приходится включать обаяние и иногда сказать, что разделяем ваше негодование, но работа есть работа…
- Назовите главные правила, которыми вы руководствуетесь в работе.
- Как у врача: не навреди! И второе: будь профессионалом. Наломать дров можно на незнании нормативной базы – этого категорически нельзя допустить! Поэтому к подбору кадров подходим очень серьезно.
- В первую очередь, это касается аудиторов. У вас это опять-таки женщины…
- Аудиторы - главные фигуры, интеллект Контрольной палаты. Наталья Константиновна Дайнеко была заместителем директора завода по экономике, у нее несколько образований, включая Президентскую программу, имеет международный сертификат аудитора. Наряду с формальными признаками высокого профессионала, она обладает и огромным потенциалом изучения экономики хозяйствующего субъекта. Может найти такое, что другой не увидит. Если Дайнеко взялась до последнего рубля отследить путь бюджетных денег, ее никто не упрекнет в предвзятости. Галина Валентиновна Баневич долгое время отработала в здравоохранении, готовила всю нормативную базу при создании томского Фонда ОМС, и я лелеяла розовую мечту, чтобы в Контрольной палате появился такой высококлассный специалист, как она. Я была просто счастлива, когда она приняла наше предложение. Светлана Зорина работала заместителем руководителя Федерального казначейства по Томской области, возглавляла контрольный блок, так что ей достаются счетные проверки – кредиты, субсидии, уголь, бензин, ГСМ… И, наконец, Ольга Сергеевна Нашивочникова, руководитель инспекторской группы, имеет большой опыт работы в строительстве. Ольга Сергеевна может сделать и проверить все – от составления проекта и сметы до акта выполненных работ. В общем, с аудиторами нам повезло.
- Чего бы вы никогда не допустите на работе?
- Очень многого. Все дело в том, что на сотрудников Контрольной палаты смотрят особенно внимательно. Стоит оступиться, запнуться, сказать не то и не так, а еще хуже - написать - и можно утратить авторитет. Этический кодекс Контрольный палаты настраивает именно на такое поведение.
Поскольку наша беседа происходит в канун весеннего праздника, позвольте поздравить всех женщин области и пожелать им светлых событий и отсутствия проблем в продолжительную единицу времени…
"День добрый"