-
11 марта 2005
Ирина Дымнова: "Не только ищем причины нарушений, а предупреждаем их"
В своем выступлении, говоря о мерах по сокращению затрат на управление и повышению эффективности усилий власти, губернатор отметил деятельность Контрольной палаты. Ее специалисты нередко сталкиваются с фактами нарушения в расходовании бюджетных средств. Не исключено, что часть нарушений может быть результатом коррупции в различных ее проявлениях.
О том, как предупредить нарушения и повысить эффективность расходования бюджетных средств, рассказывает начальник организационно-аналитического отдела Контрольной палаты Ирина Дымнова.
- Контрольная палата образована при Государственной Думе Томской области три года назад как орган государственного финансового контроля за использованием средств областного бюджета и областной собственности. За это время полномочия палаты расширились, повысилась результативность ее деятельности.
Сегодня Контрольная палата организует и осуществляет контроль за исполнением доходной и расходной частей областного бюджета, фонда обязательного медицинского страхования; дает оценку эффективности, целесообразности и законности расходования бюджетных средств и использования областной собственности, а также обоснованности доходных источников и расходных статей проектов областного бюджета и фонда обязательного медицинского страхования; осуществляет финансовую экспертизу проектов законов Томской области, других нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, финансируемые за счет средств областного бюджета или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета. Вся информация представляется в Государственную Думу Томской области.
За три года контрольными мероприятиями было охвачено 145 объектов: органы областной исполнительной власти и местного самоуправления, федеральные, областные и муниципальные организации, хозяйствующие субъекты, получающие и использующие средства областного бюджета и областную собственность. В результате проверок и экспертно-аналитических мероприятий было выявлено 1 094 нарушения. Они оцениваются в сумме 712,2 миллиона рублей. Если их рассматривать по структуре, то нецелевое использование бюджетных средств составляет 56,5 миллиона рублей, неэффективное использование - 54,2 миллиона, нарушения бухгалтерского учета и финансовые нарушения - 247,7 миллиона, нарушения законодательства обошлись в сумму 209,7 миллиона, прочие нарушения – 144,1 миллиона рублей.
Причины нарушений различны. Это и несовершенство законодательства, и низкая квалификация специалистов и многие другие. Но мы не утверждаем, по злому умыслу ли, по незнанию ли или просто по халатности допущены нарушения. Это - не наша функция. Мы выявляем нарушения, фиксируем их в акте, а руководители организаций, вышестоящие органы должны разбираться в причинах ситуаций и принимать соответствующие меры. И, действительно, за весь период около половины департаментов областной администрации были активно задействованы в контрольных мероприятиях, участвовали в устранении вскрытых палатой негативных фактов, должностные лица получали наказание.
Хотя наказание - мера действенная, но наша главная задача - совершенствование законодательства и бюджетного процесса в целом, чтобы предупредить и сделать нарушения невозможными. С этой целью по итогам проведенных проверок Контрольной палатой направлено в областную Думу 130 предложений по устранению выявленных нарушений и оптимизации бюджетного процесса. Они изучены депутатами, внесены изменения в областные законы, местные законодательные и нормативные акты, другие документы. Например, после проверки Верхнекетского района была проведена большая работа по совершенствованию местного законодательства. Процесс идет - и это радует.
Специалисты Контрольной палаты осуществляют также аналитическую работу. Ежегодно участвуют в экспертной оценке проекта областного бюджета, дают свое заключение. Это помогает законодательной и исполнительной власти полнее учитывать источники доходов и рациональнее распределять расходы. Большая точность в формировании бюджета сокращает вероятность скоропалительного незапланированного распределения дополнительных доходов в течение года.
Последний пример такого анализа – проект областного бюджета 2005 года. Дополнительные более семисот миллионов рублей доходов, не учтенные в проекте, подготовленном администрацией, и предложенные к рассмотрению Контрольной палатой были приняты во внимание согласительной комиссией и внесены в доходную часть. Без сомнения, такие прогнозы способствуют более эффективному использованию бюджетных средств. И в этом – залог аудита эффективности, который и является важнейшей целью нашей деятельности.