-
21 марта 2008
Ольга НАШИВОЧНИКОВА, аудитор Контрольной палаты: "Мы требуем игры по правилам"
Шесть лет назад создана Контрольная палата Государственной Думы Томской области — орган финансового контроля за использованием средств областного бюджета и областной собственности на территории области, из них четыре года существует аудиторское направление, которое следит за расходами областного бюджета, направленными на строительство, реконструкцию и ремонт объектов.
Период спада экономики, когда финансирование строительства было минимальным, привело к тому, что в отрасли произошел отток квалифицированных кадров, а отсутствие контроля очень «расслабило» строителей.
Уже в начале своей работы наша группа столкнулась с тем, что необходимая исполнительная документация не ведется, отсутствует накопительный учет объемов выполненных работ на объектах — и все это считается нормой. Сразу отмечу, что нам удалось снизить «аппетиты» многих, кто предпочитал «путать» свой карман с бюджетным: за это время по итогам проверок уже миллионы государственных средств восстановлены в областной бюджет, направлены десятки предписаний и представлений бюджетополучателям об исправлении допущенных нарушений. Отчеты о контрольных мероприятиях (в том числе и по проверкам целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на строительство, реконструкцию и ремонт) публикуются в Информационных бюллетенях палаты, пресс-релизах в СМИ, на нашем официальном сайте.
Гласность и открытость — неизменные принципы работы Контрольной палаты, от которых она отступать не намерена. Но считаю необходимым сделать на этом акцент именно для целевой аудитории: к сожалению, до сегодняшнего дня большой проблемой остается несоблюдение подрядчиками условий, которые ими заявлялись на конкурсе и по которым они признавались победителями. Сложилась ситуация, когда их основной задачей становится стремление только «вырвать» возможность финансирования из областного бюджета, а дальше хоть трава не расти. Сколько попросят — столько бюджетных средств и дают! Сложная система ценообразования в строительстве, отсутствие полного объема необходимого финансирования, «замораживание» объектов ведут не только к распылению бюджетных средств, но и к коррупции в отрасли. И все это, кстати, при усиленном внимании к самим процедурам проведения конкурсов в Томской области, которая числится в лидерах по прозрачности и открытости торгов.
Однако наша работа связана не только с выявлением нарушений, но и с тем, чтобы создать условия, которые бы стали непреодолимым препятствием, заслоном для недобросовестных подрядчиков. И на страницах этого периодического издания хотелось бы обсудить проблемы, которые давно назрели и волнуют большинство строителей, готовых открыто и честно работать на бюджетных объектах Томской области.
С 1 января 2008 года вступают в действие поправки в Федеральный Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов…», утверждающие финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта в пределах твердых договорных цен, которые устанавливаются по результатам аукционов. Разумеется, это накладывает большую ответственность на проектные организации за качество проектов и точность определения стоимости объектов строительства, а на Госэкспертизу — за достоверность сметной документации.
Осуществляя проверки, мы сталкиваемся с проблемой низкого качества проектно-сметной документации. Случается, что проектировщиками не учитываются в сметах до 30 % от объемов необходимых работ. При этом подрядчик, заявивший на конкурсе о сокращении затрат, предусмотренных проектной сметой, объективно не может уложиться в заявленную сумму. И – наоборот: несколько арифметических ошибок, допущенных в проектной смете, ведут к удорожанию работ на миллионы рублей! При этом пока отсутствует практика привлечения проектных и экспертных организаций к ответственности. Как правило, все эти недочеты затем расхлебывает подрядчик. Нередки случаи, когда под маркой неучтенных проектом работ заказчик (без согласования с проектной организацией!) утверждает дополнительные сметы, объемы в которых необъективно завышены. Законом допускается удорожание на 10 % от суммы контракта на работы, которые не учтены проектом. Но во время проверок мы всегда объективно оцениваем необходимость оплаты дополнительных объемов работ.
Необходимо отметить, что значительные изменения Градостроительного Кодекса РФ, вступившие в действие 01.01.2008, новая редакция Бюджетного Кодекса РФ по вопросам бюджетных инвестиций (ст. 79), изменения, внесенные в Федеральный Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов…», положения постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» требуют внесений существенных изменений в нормативно-правовые акты Томской области, связанные с инвестициями в строительство. Так, например, уже устарел «Порядок определения текущей сметной стоимости строительства объектов, финансируемых из областного бюджета и средств федерального бюджета, передаваемых в распоряжение Администрации Томской области», утвержденный постановлением Администрации Томской области от 09.12.2004 № 86а.
В Томской области нет официально уполномоченной организации, ответственной за разработку и расчетное обоснование индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ. В настоящее время разработкой индексов, мониторингом цен на материалы занимается ООО «Томский центр ценообразования в строительстве», которое до сих пор не имеет статуса официально уполномоченного органа на эту работу, которая в целях объективности должна финансироваться из бюджета. Администрация области упорно уклоняется от решения вопроса по организации мониторинга цен и финансирования указанных работ, что может нанести существенный ущерб бюджету. Кстати, наличие этого факта в Томской области, отмечено и в интервью руководителя Федерального Центра ценообразования в строительстве Евгения Ермолаева, опубликованном в Строительной газете 28 декабря 2007 года.
И, наконец, с 01.01.2006 изменился порядок государственной экспертизы, в соответствии с которым ограничился круг объектов, по которым ранее предъявлялось требование прохождения государственной экспертизы. Это коснулось и некоторых объектов (школы, детские сады, административные и др. здания), строительство которых финансируются из бюджетных средств. Сметная стоимость инвестиционных проектов, а также капитального ремонта, финансируемых из бюджетов различных уровней, должна подлежать проверке на достоверность. Иначе, как доказывает опыт, сметная стоимость объектов зачастую необоснованно завышается. Но в Томкой области отсутствуют правоустанавливающие документы, утверждающие организацию, уполномоченную проводить проверку сметной документации на строительство и капитальный ремонт объектов, не подлежащих госэкспертизе. Кстати, на семинарах по ценообразованию сотрудники бюджетных организаций постоянно задают этот вопрос, но ответа до сих пор нет.
Мы бы приблизились к порядку в отрасли, если бы проблемы, о которых шла выше речь, были решены Департаментом строительства Томской области. Ведь он создан не только для реализации в нашей области государственной политики в сфере строительства, но и для целевого и эффективного освоения бюджетных средств. Этот материал – очередная попытка заострить вопросы, привлечь к ним внимание и получить ответы. А мы всего лишь требуем «игры по правилам».
«Вестник ценообразования и сметного нормирования»,
№2, февраль 2008 г.