Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт


Magna et veritas, et praevalebit (лат.) –
Нет ничего превыше истины, и она восторжествует

phone.jpg
                       

                 

                  

Муниципальный контроль Томской области

Информация о Контрольно-счетных органах муниципальных образований Томской области

Образовательная платформа КСО Томской области


Контрольно-счетная палата в социальных сетях и мессенджере

     

Главная задача — защита интересов томичей

  • 1 апреля 2008

    Главная задача — защита интересов томичей

    Контролеры — союзники?

    Можно понять реакцию пациента с льготным рецептом, услышавшего в аптеке: лекарств нет. Его возмущение, как правило, сводится к главному: почему по закону положено, а на деле — отказ?

    Как известно, все, что связано с финансированием областной медицины и здравоохранения, проходит через Томский территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В его бюджет из разных источников стекаются приличные деньги. В текущем году, например, бюджет Фонда ОМС составляет свыше 4 миллиардов рублей. Половина этой суммы — 2,1 миллиарда — вклад областного бюджета за неработающее население. Деньги достаточно серьезные. "АиФ"-Томск" решил выяснить, возможны ли сбои с льготным обеспечением лекарствами в этом году, как вообще распоряжаются в области медицинским капиталом? Забегая вперед, скажем: тайну за семью печатями нам не пришлось искать.

    От противостояния к партнерству

    Все структуры, которые имеют отношение к контролю и надзору — КРУ Минфина, прокуратора, ОБЭП, Счетная палата Госдумы РФ и другие — участвуют в плановых и неплановых проверках расходования бюджета Фонда ОМС. Учитывая, что половина его — средства областной казны, обоснованно и особое внимание к фонду ОМС Контрольной палаты Государственной Думы Томской области.

    Так получилось, что расследование "Аиф"-Томск" совпало с плановой проверкой Контрольной палаты исполнения бюджета Фонда ОМС за 2007 год. Хотя подобное мероприятие - не в новинку специалистам палаты, однако готовых "лекал" для них нет и быть не может: каждое итоговое заключение отличается от предыдущего, потому что меняются условия, объемы проверки, законодательство как областное, так и федеральное. А аудитор обязательно должен владеть полной информацией. Поэтому-то каждое контрольное мероприятие для специалистов палаты будто впервые.

    Кстати, специалистам Контрольной палаты памятна и самая первая проверка деятельности фонда ОМС, проведенная в 2002 году. Тогда были выявлены серьезные нарушения: программа государственных гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощью в 2001 году оказалась занижена фондом на 84 млн 990 тысяч рублей! Имея задолженность перед страховыми компаниями и лечебными учреждениями, фонд эти средства перечислил авансом на программу госгарантий 2002 года, обеспечив себе резерв на год будущий. В итоге на эту сумму жители области недополучили услуг, гарантированных государством по системе ОМС в 2001-ом.

    Логично предположить, что этот факт мог бы остаться незамеченным, не попади он в поле зрения аудиторов. Но они оказались начеку: исполнительная дирекция должна была по <свободным> деньгам внести предложения в согласительную комиссию (законодатели, представители администрации, правления фонда и страховых компаний и др.) и увеличить подушевой тариф на оплату медуслуг. В итоге за каждого пролеченного лечебные учреждения получили бы большую сумму. Но этого не случилось, средства оказались для области <потерянными>. Кроме того, проверка выявила и платежи на 35 млн. рублей, которые не могли быть отнесены на оплату услуг по программе бесплатной медицинской помощи, и повышенные затраты на содержание управленческого аппарата фонда ОМС… Депутаты областного парламента, получив на руки результаты проверки, потребовали от руководства фонда немедленно исправить ситуацию.

    Справедливости ради стоит отметить, что с тех пор сменилось не только руководство фонда ОМС, но и сам стиль его работы, изменились и <двусторонние взаимоотношения>, которые далеки от антагонистических. Специалисты фонда ОМС во главе с его руководителем Евгением Копасовым расценивают их как конструктивное и полезное сотрудничество.

    — Раньше деньги на коммунальные платежи, капитальный и текущий ремонт, а также другие затраты, поступали из бюджета непосредственно в медицинские учреждения, — говорит исполнительный директор Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования Евгений Копасов. — Через Фонд ОМС финансировалось только пять позиций: заработная плата, начисления на зарплату, мягкий инвентарь, питание и медикаменты. Сейчас ситуация изменилась: Фонд перешел на одноканальное финансирование. То есть абсолютно все деньги проходят через нашу структуру. При этом в лечебные учреждения они попадают не напрямую, а через тарифы и подушевые нормативы. Специально созданная Страховая медицинская организация (СМО) отслеживает выполнение объемов медицинской помощи ЛПУ, контролирует качество оказания услуг, проводит плановые и внеплановые экспертизы, регулирует все проблемы, возникающие на стыке между финансами и непосредственно оказанием медицинской помощи.

    Второе принципиальное отличие новой системы от старой, по словам Евгения Копасова, это фондодержание. В роли фондодержателей выступают поликлиники и общие врачебные практики: те структуры, к которым прикрепляется население, и куда оно обращается за первичной медицинской помощью. Фондодержатели направляют обратившегося по показаниям на лечение в стационар или на консультацию к узкому специалисту по тем тарифам и договорам, которые между ними заключены. Таким образом, деньги идут следом за пациентом. При этом важно отметить, что фондодержатель кровно заинтересован в том, чтобы у него оставалось как можно больше денег. Но не за счет того, чтобы сэкономить на больных. Его прямой финансовый интерес состоит в том, чтобы закрепленные на участке люди меньше болели. А этого можно добиться только за счет тотальной профилактики заболеваний, во-первых. И финансовой прозрачности, во-вторых.

    И мы, и они — государевы люди

    Эту <кухню> мы описали столь подробно для того, чтобы читателям было понятно, как растекаются по Томской области из Фонда ОМС финансовые потоки и ручейки. Хотя понять это полдела. Важно, чтобы потоки <не выходили из берегов>. Задача аудиторов, как раз и состоит в том, чтобы проконтролировать и в случае необходимости направить «течение» в нужное русло. А это значит, чтобы людей не "заворачивали" в аптеках, а больным в стационаре не приходилось самим приобретать необходимые лекартва. Огромный плюс в том, что в этой сложной работе Контрольная палата и Фонд ОМС — союзники.

    В Фонде для аудиторов палаты всегда создаются необходимые рабочие условия. В их распоряжении - все финансовые и бухгалтерские отчеты. Есть полная возможность проследить всю цепочку движения денежных средств, в том числе <на стыках>: от Фонда — до страховой медицинской организации и от страховой медицинской организации — до конкретных лечебных учреждений, расположенных в разных уголках области. Аудиторы ежегодно доказывают, что в этих потоках они ориентируются легко и свободно.

    Но каковы ощущения тех, кто постоянно находится под <увеличительным стеклом> контролеров?

    — В поле зрения аудиторов — абсолютно все направления деятельности фонда, — говорит Евгений Копасов. — Несмотря на огромный финансовый поток, <темных уголков> в нашей системе быть не может. Она прозрачна. Замечания, которые делают специалисты Контрольной палаты, мы признаем, хотя бывает, что с чем-то и не соглашаемся. В этом случае составляем протокол разногласий, в нем ничего личного, только попытка в правовом поле выяснить, на чьей стороне истина. При необходимости проводим <домашнюю работу> над ошибками. Поскольку в настоящее время проверяется исполнение бюджета за 2007 год, то что-то исправлять уже поздно. Но мы хотели бы не только избежать возможных ошибок в текущем году, но и не допускать их впредь. В этом в равной степени заинтересованы и мы, и Контрольная палата.

    Издержки законов, а не хитрый умысел


    Аудиторам Контрольной палаты не грозит участь остаться без работы. Все дело в том, что в основе многих претензий, возникающих в ходе проверок финансовой деятельности Фонда ОМС, лежит не хитрый умысел или откровенный непрофессионализм работников Фонда, а издержки российского законодательства, которое меняется так, что нормы противоречат друг другу. Нередко важные регламентирующие документы издаются даже задним числом! Как сориентироваться в этом потоке информации?

    Зачастую работникам Томского территориального фонда ОМС за законотворческие нестыковки приходится брать ответственность на себя. А как иначе, если ни Федеральный фонд ОМС, ни Министерство здравоохранения, ни другие вышестоящие структуры не могут дать четких рекомендаций, как поступить в той или иной нестандартной ситуации? В результате Фонд принимает правильное, по его мнению, решение, а буквально через месяц приходит пояснение, что поступать нужно было противоположным образом. Профессионализм аудиторов Контрольной палаты в том, что им удается быть на шаг впереди: предвосхищая эти противоречащие законодательству огрехи в целевом использовании бюджетных средств, они помогают специалистам Томского ФОМС не только оперативно устранять ошибки, но и не допускать их ещё на стадии верстки бюджета.

    <Рука на пульсе>

    Работа Контрольной палаты — это не спонтанные набеги на потерявших бдительность бюджетополучателей. Она всегда носит комплексный и системный характер. Как правило, Контрольная палата сначала делает экспертное заключение на проект бюджета Фонда ОМС на очередной финансовый год. Оно утверждается Госдумой области. Но на этом работа контролеров не завершается. В течение года они четко отслеживают исполнение бюджета, а также все вносимые в финансовый документ дополнения и изменения. Такие исчерпывающие заключения носят периодический характер — это и есть системный подход, <рука на пульсе>. Как выполняются рекомендации палаты?

    — Основная функция Контрольной палаты, — убежден Евгений Копасов, — не карательно-наказательная, а превентивная: не найти во что бы то ни стало недостатки, а проанализировать причину их появления, и, разумеется, общими силами исправить. В этом плане у нас полное взаимопонимание, нет никакой конфронтации. Мы и они государевы люди, поэтому, в первую очередь, вместе заинтересованы в том, чтобы государственные деньги шли строго по назначению — для больных и больниц. Откровенно говоря, мы благодарны специалистам из Контрольной палаты, которые реально ограждают Фонд ОМС от возможных ошибок и нарушений.

    — Общаясь с представителями других регионов Сибирского Федерального округа, — продолжает Евгений Копасов, — невольно приходишь к выводу: профилактика финансовых нарушений в Томской области благодаря работе нашей Контрольной палаты поставлена на очень высокий уровень. Уважаю и ценю богатый опыт руководителя Контрольной палаты — Сергея Николаевича Никитенко. Я искренне поздравляю Сергея Николаевича с успехом (ему удалось за короткий срок создать команду профессионалов, которые четко и верно поняли стоящую перед ними задачу, и с юбилеем, который он недавно отметил). Уверен, что наше сотрудничество и впредь будет конструктивным. Ведь у нас одна цель: защищать интересы томичей.

    "АиФ в Томске"



Возврат к списку