-
4 апреля 2011
На собрании Законодательной Думы Томской области 31 марта с отчетом о работе Контрольной палаты в 2010 году выступил ее председатель Сергей Никитенко
Он доложил, что специалистами палаты проведено 22 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, проверено 27 получателей бюджетных ассигнований. Выявлены нарушения на сумму 1,97 млрд рублей (в т.ч. неправомерного и нецелевого использования — 200 млн рублей). В бюджетную систему возвращено 16,4 млн рублей, 11 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, двум вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, один уволен, некоторые руководители и специалисты после проверок увольнялись сами. Материалы направлялись в правоохранительные органы.
Сергей Николаевич остановился на системных нарушениях, которые приводят к ежегодным потерям бюджета.
Первое. Некачественная экспертиза проектно-сметной документации ОГУ «Госэкспертиза». Палата неоднократно направляла сведения о неудовлетворительной экспертизе многих смет на проекты строящихся объектов. «Мы проверили использование бюджетных средств на строительстве двух объектов - спорткомплекса с катком на ул. Смирнова и перинатального центр, — привел пример Сергей Николаевич. — Только на спорткомплексе сумма финансовых нарушений из-за некачественной экспертизы проектно-сметной документации составила более 15 млн рублей... Необходима аттестация экспертов-сметчиков, тем более, что Правительство РФ в 2009-2010 годах приняло несколько постановлений по совершенствованию ценообразования в строительстве и по порядку определения достоверности сметной стоимости объектов, строящихся за счет средств бюджетов. Томские расценки не внесены в Федеральный реестр сметных нормативов, т.к. не соответствуют эталонной нормативной базе. Это может привести к проблемам при строительстве объектов, финансируемых из бюджета и в 2011 году».
Второе. Серьезные нарушения в размещении государственных заказов на строительство объектов. «Федеральный закон, регулирующий эти вопросы — не очень удачен. Но и организация его исполнения областными учреждениями и департаментами не лучше, — считает председатель Контрольной палаты. — Здесь — наиболее коррупционная сфера: основное размещение заказов на строительство и проектирование объектов осуществляется у единственного поставщика услуг: аукционы признаются не состоявшимися. Но требования для аукционов, которые указываются облстройзаказчиком, разрабатываются так, что через сито критериев проходит только компания, под которую эти требования писались».
Сергей Николаевич отметил и такие уловки: какая-либо компания опускает цену до «неразумных» пределов, с ней подписывается контракт, явно провальный. А затем оформляются дополнения к контракту, в котором цена по факту может значительно превосходить даже стартовую цену. Так и размещались госзаказы на строительство объектов, которые были проверены палатой в 2010 году. «Областной бюджет не может нести многомиллионные потери только лишь потому, что кто-то не хочет или не может работать в рамках закона», — подытожил председатель.
Этот годовой отчет Контрольной палаты перед депутатами Думы четвертого созыва — последний. Председатель поблагодарил парламентариев за сотрудничество, поддержку, заметив, что «в условиях действующего федерального законодательства не все могут депутаты, не все может Контрольная палата в вопросах обеспечения гарантированного контроля от имени общества за исполнением публичных обязательств исполнительной власти. Но только вместе можно решить многое, и еще есть, над чем работать».
В течение года палата направляла отчеты в Думу по каждой проверке, публиковала результаты в информационных бюллетенях, которые законодатели получали перед каждым собранием Думы. С итогами тематических проверок и отчетами о работе Контрольной палаты можно ознакомиться на сайте www.audit.tomsk.ru