-
19 марта 2025
Анализ поступления в бюджет Томской области доходов от платежей за возмещение ущерба дорогам
Контрольно-счетная палата Томской области провела анализ работы администраторов доходов консолидированного бюджета региона, касающейся платежей за возмещение ущерба, нанесенного автомобильным дорогам муниципального значения транспортом, перевозящим тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы.
Мероприятие выявило ряд нарушений и недостатков в работе по расчету и взиманию платы. В частности, после передачи ФКУ «Росдормониторинг» полномочий по согласованию маршрутов для тяжеловесных транспортных средств, в течение переходного периода, с 1 марта 2023 года по 1 марта 2024 года, владельцы дорог обязаны были самостоятельно рассчитывать плату на основе материалов, предоставляемых Росдормониторингом, однако 12 владельцев дорог не направили информацию о размере платы. Из-за отсутствия ответов от муниципальных образований было вынесено 185 отказов в выдаче разрешений на проезд тяжеловесного транспорта. Наибольшее количество отказов пришлось на Томский, Асиновский и Александровский районы.
С 1 марта 2024 года расчет платы стал осуществляться непосредственно ФКУ «Росдормониторинг» на основе характеристик дорог, которые владельцы дорог должны были внести в систему до этой даты. За первый месяц применения данного порядка внести нужные данные в систему успели только четыре владельца дорог (около 3%), остальные сделали это позже.
Недочеты в организации процесса привели к тому, что доходы в местные бюджеты оказались ниже плановых показателей. Так, в 2024 году при плане в 2,15 млн рублей поступило только 1,52 млн рублей (70,7%), а в 2023 году — 3,5 млн рублей из 4,5 млн рублей (77,8%). На 1 октября 2024 года 134 владельца (96,4%) из 139 предоставили необходимую информацию. Не внесены необходимые реквизиты пятью поселениями области Парабельского, Каргасокского, Бакчарского и Колпашевского районов.
По итогам мероприятия Контрольно-счетная палата рекомендовала Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области провести инвентаризацию и обеспечить полное и достоверное внесение данных о дорогах органами местного самоуправления в систему Росдормониторинга. Также Департаменту по управлению государственной собственностью рекомендовано включить Департамент транспорта в процесс выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Реализация предложенных мер поможет улучшить управление доходами бюджета и минимизировать потери от неполученной платы за использование муниципальных дорог.