-
31 мая 2016
Необходимо рассмотреть возможности дифференцированного установления нормативов распределения доходов между бюджетами регионов
«Сейчас, когда у нас крен произошел не в сторону дотаций, а в сторону иных межбюджетных трансфертов, которые никак не связаны ни с какими полномочиями, нужно рассмотреть этот вопрос, - заявила она. - В этом нет ничего страшного, но при этом сбалансированность бюджетов субъектов резко повышается. И мне кажется, на основе той инвентаризации, которая сейчас идет, можно было бы такую работу провести».
По словам Татьяны Голиковой, Россия еще 1 января 2005 г. успешно реализовала принцип бюджетного федерализма, однако к работе системы до сих пор есть вопросы. Так, результаты мониторинга состояния консолидированных бюджетов регионов, который проводила Счетная палата, показывают, что устойчивая тенденция исполнения региональных бюджетов с дефицитом привела к существенному росту государственного долга регионов. С 1 января 2011 г. по 1 мая 2016 г. государственный долг регионов увеличился с 1,2 трлн руб. до 2,3 трлн руб., или в 1,96 раза. В свою очередь, дефицит возрос с 34,9 млрд руб. (на 1 января 2011 г.) до 171,6 млрд руб. (на 1 января 2016 г.), или в 4,9 раза.
«Если возьмем тот же период и те же сроки, количество субъектов Российской Федерации, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, на 1 января 2016 г. составило 76, соответственно, профицитных – 9. Если мы вернемся к 2011 г., то мы увидим другую статистику: 57 регионов были дефицитными и 26 - профицитными. То есть у нас за 4 прошедших года количество профицитных регионов сократилось в три раза», - пояснила Татьяна Голикова.
Председатель Счетной палаты напомнила, что для повышения инвестиционного потенциала регионов используются многочисленные инструменты: особые экономические зоны, территории опережающего развития, техпарки. Однако они никак не взаимоувязаны с закрепленными за регионами полномочиями.
Правительство применило и другую схему поддержки регионов, нацелив ее на такие территории как Дальний Восток, Калининград и Северный Кавказ. Тем не менее, соответствующие программы тоже дали неоднозначный результат. Так, в 2015 г. по программе развития Дальнего Востока было профинансировано 95,4%, но эффективность программы по оценке Минэкономразвития составила лишь 45,5%. Калининградская область: профинансировано - 86,7%, эффективность – 56,1%. Северо-Кавказский Федеральный округ: профинансировано - 99,8%, эффективность – 53,2%. Программа развития федеративных отношений и создания условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами: исполнение - 99,9%, эффективность - 61,7%.
«Мы избрали этот институт для того, чтобы добиться какого-то результата в отношении субъектов, но не получается. В этой связи необходимо не только провести ту комплексную инвентаризацию полномочий, которая сейчас осуществляется Министерством финансов совместно с регионами, и их соответствующую финансовую оценку, но и оценить эффективность работы тех институтов, которые созданы. Не обязательно по всей территории страны реализовывать эти институты, навязывая их субъектам», - заявила Татьяна Голикова.
По словам Председателя Счетной палаты отсутствие комплексной оценки возможностей регионов не позволяет выстроить адекватную схему поддержки.