-
7 апреля 2016
Председатель Контрольно-счетной палаты - об итогах работы в 2015 году
За отчетный год палатой полностью выполнены мероприятия, утвержденные планом работы, а именно проведено 28 мероприятий (в 2014 – 24), в т.ч. – 15 экспертно-аналитических и 13 контрольных мероприятий (в 2014 - 11 – экспертно-аналитических и 13 контрольных).
Объем проверенных средств составил 93,7 млрд.руб. (в 2014 - 88,6 млрд.руб.). По структуре: - областного бюджета – 35,7 млрд.руб.; - федерального бюджета – 3,8 млрд.руб.; (ОБ+ФБ+МБ = почти все проверки с софинансированием из разных уровней бюджета на одну цель, объект) - местных бюджетов – 41,4 млн.руб.; - внебюджетных средств – 54,2 млрд.руб. (ФОМС, стоимость областного имущества) Общие итоги по объему выявленных нарушений и их структуре таковы: Объем нарушений в финансовом выражении составил 4 381,1 млн.руб. (2014 -3,9 млрд.руб), в том числе: - нарушения и недостатки при формировании доходов и планировании расходов бюджетных средств – 373,3 млн.руб.; - нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств – 35,0 млн.руб.; (АО "Корпорация развития Томской области» -18,2 млн.руб., "Центр кластерного развития Томской области" – 12,1 млн.руб.,ОГАУ "Центр спортивной подготовки сборных команд Томской области" – 0,6 млн.руб., Департамент общего образования Томской области- 0,5 млн.руб.)
- неэффективное использование бюджетных средств и областной собственности – 141,6 млн.руб.;
(ОГКУ "Управление автомобильных дорог Томской области» - 62,5 млн.руб., Департамент капитального строительства администрации города Томска-63,9 млн.руб., Корпорация развития Томской области -8,2 млн.руб., Департамент общего образования Томской области- 3,4 млн.руб.)
- нарушения и недостатки при предоставлении и расходовании бюджетных средств (кроме нецелевого, неправомерного и неэффективного) – 148,8 млн.руб.;
- нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности – 1 826,0 млн.руб.;
- другие нарушения и недостатки, допущенные в деятельности государственных органов и организаций при выполнении установленных им задач и функций – 1 856,4 млн.руб. (в основном распоряжение имуществом, процедурные нарушения по 44-ФЗ и др.)
Общее количество выявленных нарушений – 515 (2014 – 464). Как объем финансовых нарушений, так и количество в отчетном году оказалось выше показателей прошлого года, что, с одной стороны, вызвано общим ростом объема проверенных средств и количества проверенных организаций, с другой стороны, пока ещё о недостаточном уровне профилактической работы по предупреждению нарушений.
Работа контрольного органа нацелена прежде всего на анализ принятых управленческих решений, полноты и актуализации нормативных правовых актов Томской области, локальных актов органов исполнительной власти, учреждений и организаций, а также на установления уровня эффективности использования финансовых ресурсов для достижения целей, утвержденных государственными программами. Именно на результатах такого анализа основываются заключения и отчеты КСП, в которых большое внимание уделяется предложениям по совершенствованию бюджетного процесса и управления областной собственностью.
В целях устранения нарушений и их предупреждения Контрольно-счетной палатой по результатам проверок направлено 26 представлений (2014 – 22) и 9 информационных писем в адрес заместителей Губернатора Томской области и руководителей департаментов.
По полученной информации при исполнении представлений принимаются меры по устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем: в частности, разработаны и приняты нормативные правовые акты, внесены изменения в действующие, в ряде организаций приведены в порядок бухгалтерский учет и отчетность, внесены изменения в локальные нормативные акты проверенных объектов. Всего по результатам проведенных палатой мероприятий принято (внесено изменений) 27 правовых актов (подробная информация приведена в Отчете).
Самой палатой в отчетном году было подготовлено 48 заключений (в 2014 – 46) на законопроекты, рассматриваемые Законодательной Думой Томской области. Кроме того, принят Закон Томской области, проект которого внесен Контрольно-счетной палатой в порядке законодательной инициативы.
По итогам исполнения представлений на момент подготовки настоящего отчета восстановлено 10,4 млн.руб. (Центр кластерного развития – 3,8 млн.руб., Фонд содействия развитию венчурных инвестиций – 1,3 млн.руб., Управление ЖКХ Томского района – 2,9 млн.руб., Центр спортивной подготовки – 0,6 млн.руб. и др.)
По информации, предоставленной в Контрольно-счетную палату после проверок, в отношении 15 должностных лиц были применены меры дисциплинарной ответственности, 3 должностных лица уволено.
Контрольно-счетная палата не всегда удовлетворена полнотой принятых мер и объективностью ответов, о чем мы сообщаем авторам и оставляем эти вопросы на контроле. В отчетном периоде, к сожалению, не обошлось и без административных производств. Палатой составлено 23 административных протокола (2014 – 23), все они рассмотрены в установленном порядке. (При рассмотрении протоколов Комитетом государственного финансового контроля по 4 принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 114,8 тыс.руб.) Материалы по 7 проверкам (в том числе прошлых лет) направлены в органы прокуратуры Томской области. Прокуратурой вынесено 13 представлений об устранении нарушений, выявленных палатой, а также по результатам дополнительных проверок, проведенных непосредственно органами прокуратуры Томской области, 1 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. 1 уголовное дело, возбужденное по материалам Контрольно-счетной палаты, прекращено в связи с актом амнистии. По 2 материалам информация о выявленных нарушениях и о неправомерном использовании средств областного бюджета направлена прокуратурой Томской области в УЭБиПК УМВД России по Томской области. В настоящее время по ним проводятся проверки в рамках УПК.
Хочу обратить внимание:
1. Результаты проверок в последние годы свидетельствует о том, что одним из самых распространенных и часто выявляемых видов нарушений по-прежнему являются ошибки и прямые нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. По нашему мнению, эту проблему необходимо решать, в том числе радикальными мерами. На сегодняшний день существует активная система обучения и повышения квалификации работников бухгалтерских служб, а также более чем достаточный информационный ресурс в плане самостоятельного изучения изменений бюджетного и бухгалтерского учета. Тем не менее при выходе на проверку мы нередко сталкиваемся с грубыми нарушениями финансовой дисциплины, в т.ч. и по незнанию необходимых норм. Отмечаем и низкий уровень внутреннего финансового контроля и факты неисполнения постановления Губернатора № 449а об осуществлении ГРБС внутреннего финансового контроля, принятого еще в декабре 2014 года.
2. В отчетном году КСП было проведено ЭАМ с использованием материалов проверок прошлых лет и материалов иных контрольных органов. Мы проверили правомерность и обоснованность выделения средств областного бюджета некоммерческим организациям с оценкой результатов использования этих средств. Общий объем финансовой помощи некоммерческим организациям за счет средств областного бюджета в 2013-2015 годах составил около 1,5 млрд.руб. (1 422 млн.руб.) КСП проведены проверки 12-ти некоммерческих организаций и ряда областных органов власти, предоставлявших субсидии НКО. В целом ЭАМ показало, что основной причиной выявленных нарушений и недостатков, а также нецелевого, неэффективного и безрезультатного использования субсидий некоммерческими организациями являлось разработка и принятие не отвечающих требованиям финансовой дисциплины Порядков определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, а главными распорядителями бюджетных средств - соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям и контроля за их исполнением.
3. Не лучше обстоят дела и с использованием средств, предоставленных коммерческим организациям (Центр кластерного развития) из областного бюджета в виде субсидий для реализации мероприятий госпрограмм, а также в виде взносов в уставный капитал (Корпорация развития ТО). Установлены такие факты, как неисполнение организацией части мероприятий, нарушение сроков, не достижение плановых значений показателей, а также нецелевое и неправомерное использование средств субсидий. В деятельности коммерческой организации установлены нарушения, допущенные в сфере трудового законодательства, бухгалтерского учета, нарушения при принятии организационных и управленческих решений, при заключении и исполнении договоров со сторонними организациями. При этом проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Департаментом промышленности и развития предпринимательства, курирующим его деятельность, не проводились.
Проверка эффективности использования вложений средств областного бюджета и недвижимого имущества в уставный капитал организации показала, что плановый объем бюджетных ассигнований установлен без экономического обоснования, не были подготовлены ни сметы расходования средств по каждому проекту развития, ни графики работ по их реализации, что привело к невысокой эффективности работы.
4. На протяжении ряда лет палата выражала обеспокоенность несовершенством сметного ценообразования в Томской области, приводила примеры по фактам завышения расходов бюджетных средств, выражающемся в десятках миллионов рублей. Долго и настойчиво палата пыталась переломить ситуацию с практикой выделения в бюджете средств на строительство (реконструкцию) объектов при отсутствии ПСД, прошедшей государственную экспертизу и имеющей заключение о достоверности сметной стоимости работ. На сегодняшний день можно отметить, что на момент начала строительства (объявления конкурса) на объекты имеется проектно-сметная документация с положительным заключением госэкспертизы и о достоверности определения сметной стоимости. Разработка ПСД производится по единой базе федеральных единых расценок (ФЭР).
Однако очень остро стала проблема качества этих документов и проблема недостаточного уровня экспертизы. Подрядчик за свои средства вынужден это исправлять, но ответственность за недоброкачественную работу проектировщиков, сметчиков и экспертов практически никто ни разу не понес. Аудиторской группой в ходе проверок устанавливаются значительные ошибки, упущения, несоответствия требованиям СНИП, допущенные как разработчиками ПСД, так и проводившими проверку экспертными службами. Данные нарушения наносят значительный вред на всех этапах использования бюджетных инвестиций – от неверной стартовой цены объекта до нарушения сроков строительства и необходимости дополнительного изыскания ресурсов для завершения работ. Мы говорим о бюджетных инвестициях в строительство объектов, а это значит, что речь идет о расходах на десятки миллионов рублей, которые надо изыскать в дефицитном бюджете. (Объем инвестиций по бюджету 2015 года – 2,6 млрд.руб.). В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла взаимодействие со Счетной палатой РФ и Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, с контрольно-счетными органами муниципальных образований Томской области. Следует отметить исторический факт – теперь во всех муниципальных образованиях Томской области созданы КСО, в 2015 году последним решение о создании собственного органа внешнего финансового контроля приняла Дума Молчановского района. Реализуя принцип гласности, в течение всего отчетного периода был обеспечен открытый доступ к сведениям о деятельности Контрольно-счетной палаты, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, где представлены в полном объеме не только годовые планы работы, отчеты о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, но и меры, принятые по итогам тех или иных проверок. В 2015 году зарегистрировано 57 тысяч посещений официального сайта, в их числе - 19 тысяч новых посетителей. Наш сайт входит в тройку лучших в России. В целом в отчетном году КСП реализованы полномочия, установленные законом и конкретизированные в плане работы, в полном объеме. При подготовке годового отчета сформулирован ряд предложений, которые стали возможны при систематизации выводов по ряду проверок, т.к. появляется возможность объединять материалы и видеть проблемы шире. Форму отчета палата устанавливает сама, но мы ждем предложений по его совершенствованию. Спасибо за внимание!