12 января 2016
О декабрьском заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты
Повестка дня предусматривала пять вопросов, в числе которых - три проекта изменений в Стандарты Контрольно-счетной палаты (Стандарт внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты «Общие правила проведения контрольного мероприятия», Стандарт организации деятельности «Общие правила подготовки годового отчета о работе Контрольно-счетной палаты Томской области», Стандарт внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия») и рассмотрение двух отчетов: о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Томской области за счет средств, выделенных на приобретение автотранспорта для учреждений здравоохранения и образования в 2014-2015 годах (выборочно)» и о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики предоставления средств областного бюджета некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений)».
Начальник организационно-аналитического отдела Г. Вторушин, докладывая по первому вопросу повестки, сообщил, что необходимость корректировки стандарта вызвана внесением изменений в КоАП РФ, а также совершенствованием деятельности Контрольно-счетной палаты. Нововведениями процедурно раскрывается ситуация невозможности проведения контрольного мероприятия, например, в случаях отсутствия первичных документов, ликвидации объекта. Предложено в обязательном порядке в актах по результатам контрольных мероприятий и отчетах отражать причины и условия, способствующие совершению нарушений, должна даваться оценка состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на объектах проверки. Докладчик внес предложение изменить порядок оформления предписания и акта по факту создания препятствия должностным лицам палаты, корректировать структуру отчета о результатах контрольного мероприятия.
Уточнены формы некоторых документов, предусмотренных стандартами, предложены к утверждению новые формы. В результате обсуждения решено рекомендовать председателю палаты внести предлагаемые изменения в Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» с учетом замечаний и предложений, высказанных Коллегией.
Г. Вторушин высказался о необходимости корректировки второго обсуждаемого Стандарта, которая вызвана совершенствованием деятельности палаты при подготовке годового отчета и касается изменения структуры отчета. Предложено исключить обязательность отражения в годовом отчете общей оценки причин и условий совершения нарушений. Члены Коллегии приняли решение рекомендовать председателю Контрольно-счетной палаты внести предлагаемые изменения в Стандарт организации деятельности «Общие правила подготовки годового отчета о работе Контрольно-счетной палаты Томской области».
Необходимость корректировки третьего Стандарта вызвана внесением изменений в КоАП РФ и совершенствованием деятельности палаты. Нововведениями процедурно раскрывается ситуация невозможности проведения контрольного мероприятия, например, в случаях отсутствия первичных документов, ликвидации объекта. Кроме того, Стандарт приводится в соответствие с Регламентом палаты дополнением возможности оформления по результатам мероприятия не только отчета, но и заключения. Уточнены формы некоторых документов, предусмотренных Стандартами, предложены к утверждению новые формы документов. Решено рекомендовать председателю палаты внести предлагаемые изменения в Стандарт внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия». Итоги аудита в сфере закупок доложила членам Коллегии аудитор С. Зорина. На реализацию программы ВЦП Департаменту здравоохранения Томской области были выделены средства 43,5 млн. руб. на приобретение 23 автомобилей скорой медицинской помощи и 1 ед. иного санитарного транспорта. Результаты аудита показали, что эффективность закупок автотранспортных средств для нужд учреждений здравоохранения, проведенных Департаментом, составила 4,1%. Количество нарушений требований закона 44-ФЗ, допущенных Департаментом, оказалось значительно ниже, чем у образовательных учреждений и муниципальных образований.
Установлено, что Департаментом здравоохранения при отсутствии предусмотренной документацией аукциона и контрактом возможности изменения существенных условий контракта было неправомерно изменено первоначальное условие госконтракта о поставке 12 автомобилей на общую сумму 19 956 тыс.руб. в сторону увеличения цены контракта и количества поставляемых автомобилей скорой медицинской помощи до 13 за счет сложившейся экономии по результатам аукциона. По результатам аудита отмечены недостатки, допущенные при проведении Департаментом здравоохранения претензионной работы в связи с нарушением поставщиком срока поставки по 2 контрактам.
Были выявлены факты нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий, согласно которым получатель бюджетных средств был обязан приобрести автотранспортные средства, соответствующие требованиям ГОСТов. Но были приобретены 3 автотранспортных средства, не соответствующие требованиям ГОСТа, устанавливающего требования к автобусам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет. По этим фактам информация направлена в Прокуратуру Томской области.
Члены Коллегии рекомендовали председателю палаты утвердить отчет.
О результатах экспертно-аналитического мероприятия доложил аудитор А. Буков.
Общий объем финансовой помощи некоммерческим организациям за счет средств областного бюджета в 2013-2015 годах составил более 1 ,5 млрд.руб. В исследуемом периоде проведено более 10 проверок некоммерческих организаций.
Основные нарушения и недостатки, выявленные палатой и Контрольно-ревизионным управлением Администрации Томской области, – нецелевое, неэффективное, неправомерное и нерациональное использование средств субсидий, невыполнение обязательств, установленных соглашениями о предоставлении субсидий.
Были установлены административные правонарушения, допущенные как получателями бюджетных средств, так и должностными лицами областных департаментов, выделявших субсидии (за нарушение условий предоставления субсидий), составлены протоколы об административных правонарушениях.
В целом экспертно-аналитическое мероприятие показало, что основной причиной нарушений и недостатков, а также нецелевого, неэффективного и безрезультатного использования субсидий некоммерческими организациями является подготовка Администрацией Томской области недолжного уровня Порядков определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, а главными распорядителями бюджетных средств - соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям.
Коллегия рекомендовала председателю палаты утвердить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики предоставления средств областного бюджета некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений)».