-
26 марта 2015
Об итогах работы Контрольно-счетной палаты в 2014 году
«За отчетный год палатой полностью выполнены мероприятия, утвержденные планом работы, а именно проведено 24 мероприятия (в 2013 – 22), в т.ч. – 11 экспертно-аналитических и 13 контрольных мероприятий (в 2013 - 12 – экспертно-аналитических и 10 контрольных).
Проверки проведены в 32 организациях (в 2013 году – 31), из них 16 – органы исполнительной власти Томской области и органы местного самоуправления и 16 – хозяйствующие субъекты, не являющиеся участниками бюджетного процесса.
Наши проверки использования бюджетных средств и управления собственностью в учреждениях и организациях проводятся не только ради контроля работы отдельного получателя бюджетных средств, но и с целью анализа принятых управленческих решений, полноты и актуализации нормативных правовых актов Томской области, локальных актов органов исполнительной власти, учреждений и организаций, а также установления уровня эффективности использования финансовых ресурсов для достижения целей, утвержденных государственными программами.
В отчетном году нами подготовлено 46 заключений на законопроекты, рассматриваемые Законодательной Думой Томской области. По нашей инициативе принято 26 различных документов, регулирующих в т.ч. правоотношения в финансово-бюджетной сфере.
Объем проверенных средств составил 88,6 млрд.руб. По структуре объема проверенных средств: средства федерального и местного бюджетов составили 3 млрд.руб., внебюджетные средства – 55,2 млрд.руб. (ТФОМС, средства ОГУПов, коммерческих и некоммерческих организаций и стоимость имущества), средства областного бюджета составили 30,4 млрд.руб., что почти в 2 раза выше показателя за 2013 год (17,3 млрд.руб.). Динамика объема проверенных средств областного бюджета за ряд лет имеет стабильный прирост, а в процентном отношении даже выше, чем прирост областного бюджета. Основные показатели по структуре нарушений – на уровне прошлых лет. Подробно данные о количестве и суммах выявленных нарушений приведены в Отчете.
Ежегодно при представлении отчета Контрольно-счетной палатой делается акцент на системных нарушениях, показываются негативные последствия от непринятия (либо принятия) каких-либо решений. В отчете за 2014 год они также указаны. Общий объем выявленных нарушений составил 3,9 млрд.рублей, из них нецелевое, неправомерное и неэффективное использование средств – 324,5 млн.рублей. Общее количество выявленных нарушений – 424. В целях устранения нарушений и их предупреждения Контрольно-счетной палатой по результатам проверок направлено 22 Представления, 1 уведомление о применении бюджетных мер принуждения и 27 информационных писем в адрес заместителей Губернатора Томской области, руководителей департаментов.
О принятых на сегодняшний день мерах по каждому из документов можно прочесть в Отчете. К сожалению, Контрольно-счетная палата не всегда удовлетворена полнотой и объективностью ответов, о чем мы сообщаем авторам и оставляем эти вопросы на контроле.
В отчетном периоде не обошлось без административных производств. Так, за нарушения бюджетного законодательства палатой составлено 23 административных протокола, все они рассмотрены в установленном порядке. Факты административных правонарушений подтверждены, и виновные лица привлечены к различного рода административной ответственности.
Материалы по 8 проверкам направлены в правоохранительные органы, по результатам рассмотрения которых приняты следующие меры реагирования: вынесено 9 представлений об устранении нарушений законодательства, возбуждено 3 производства по делу об административном правонарушении, 1 материал использован в оперативно-служебной деятельности сотрудников Управления экономической безопасности, 2 материала были направлены в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (по 1 отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, сведения о решении, принятому по 2-му делу, в адрес КСП еще не поступили). По иску прокуратуры Томского района судом принято решение о взыскании в бюджет муниципального образования 432,3 тыс.руб.
Кроме того, в марте 2015 года (по материалам палаты) возбуждено 1 уголовное дело по факту растраты денежных средств (некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области»).
На момент подготовки Отчета в результате принятых мер в бюджет восстановлено 32,5 млн.руб., использованных неправомерно и по нецелевому назначению, принимаются меры по восстановлению еще 20,0 млн.руб. (по итогам 2013 года было восстановлено 2,3 млн.руб.).
На что хочу обратить Ваше внимание. Основной объем и количество выявленных нарушений приходится ведение бухгалтерского и бюджетного учета и составление отчетности. Анализ деятельности палаты за последние годы свидетельствует о том, что данный вид нарушений является одним из самых распространенных и часто выявляемых. По нашему мнению, это - следствие не только слабой исполнительской дисциплины работников бухгалтерских и иных служб, но и слабый, а иногда и полностью отсутствующий внутренний финансовый контроль, в т.ч. и со стороны первых руководителей, которые должны понимать, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» они несут за это ответственность в первую очередь. Необходимо также отметить, что такого рода нарушения характерны как для главных распорядителей и их подведомственных учреждений, так и для автономных и некоммерческих организаций.
Так, например, в отчете Администрации Томской области о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2013 год (подготовлен Департаментом по управлению государственной собственностью) нами установлено одних только неточностей и несоответствий на общую сумму 426,7 млн.руб. При проверке деятельности ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» установлены нарушения учета и отчетности на сумму 93,6 млн.руб. И этот список можно продолжать.
Значительные объемы нарушений ежегодно выявляются палатой на стадии использования бюджетных средств, что, на наш взгляд, также свидетельствует, как о слабой ответственности должностных лиц, осуществляющих подготовку документов, организацию и осуществление процедур по использованию бюджетных средств в соответствии с целевым назначением, так и лиц, в т.ч. руководителей, осуществляющих непосредственный контроль в учреждениях за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Так, одним из серьезных недостатков в работе главных распорядителей можно назвать нарушения при предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований и предоставлении субсидий. Большое количество претензий аудиторов связано с нарушением процедур предоставления трансфертов (в т.ч. нарушения при подготовке Соглашений, их исполнение и перечисление средств получателям и другие).
Кроме того, проверки показывают наличие слабого контроля со стороны ГРБС за использованием бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий некоммерческим организациями. Так, к примеру, проверкой деятельности некоммерческих организаций «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области» и «Томский региональный инжиниринговый центр» выявлены нарушения при использовании средств, предоставленных из областного бюджета, на общую сумму 139,8 млн.руб. (79 млн.руб. – размещение средств на депозитах; 48,3 млн.руб. – нарушения учета и отчетности, 8,6 млн.руб. – предоставление займов физ-му и юрид-му лицам).
Попечительский совет, куратор и учредитель не на должном уровне управляли деятельностью некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области», что способствовало совершению нарушений на общую сумму 74,3 млн.руб. (28,7 млн.руб. – расходы при отсутствии финансовых планов, не предусмотренных фин.планами и сверх предусмотренных фин.планами; 20,3 млн.руб. – недостоверные отчеты о расходовании денежных средств; 25,3 млн.руб. – расходы директора на командировки, займы юр.лицам, оплату без одобрения Попечительского совета услуг венчурных партнеров, из них 21,6 млн.руб. – заключение сделок с заинтересованностью).
Для получения полной картины работы подразделений, осуществляющих внутренний финансовый контроль, аудиторы в обязательном порядке будут анализировать эффективность их деятельности, начиная с 2015 года.
Большую озабоченность палаты в условиях снижения темпов роста экономики, при проблемах с обеспеченностью расходов бюджета собственными доходами вызывают случаи неэффективного использования бюджетных средств. Аудиторами палаты в прошлом году выявлено неэффективное использование средств на общую сумму 208,6 млн.руб.
Например, при реализации государственной программы «Чистая вода Томской области» выявлен факт длительного не использования бюджетных средств в сумме 127,1 млн.руб., выделенных на мероприятия программы, которые так и не были использованы и возвращены в бюджет.
Проведенным аудитом эффективности ДЦП «Развитие физической культуры и спорта в Томкой области» выявлено неэффективное использование средств областного бюджета на сумму 60,0 млн.руб., выразившееся в следующем: не выполнено при достаточном уровне финансирования 9 мероприятий Программы, из них ПИР - по 4 объектам, земельно-кадастровые работы - по 1 объекту, не введены в эксплуатацию 4 спортивных объекта; не эксплуатируется 1 спортивная площадка в с.Парабель.
Такое положение вещей стало возможным в т.ч. по причине отсутствия должного контроля со стороны отраслевых департаментов за достижением целей и задач программ и за использованием бюджетных средств.
Учитывая, что в последнее время все громче звучит вопрос об установлении ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, палата считает необходимым обратить внимание ГРБС на полное исключение фактов нерезультативного использования выделенных финансов.
Ежегодные проверки деятельности бюджетных учреждений, подведомственных разным департаментам, выявляют по сути однотипные нарушения, например, такие как неправильное формирование государственных заданий главными распорядителями, неисполнение заданий бюджетными учреждениями. При этом создается впечатление, что деятельность как одних, так и других устраивает всех участников процесса. Только с появлением специалистов палаты происходят изменения: принимаются необходимые (недостающие) нормативные правовые акты, приказы и распоряжения, корректируются задания, правильно формируется отчетность. Хотя эти проблемы - на поверхности, они и могли быть решены без участия контролеров.
Еще одной проблемой, с которой ежегодно сталкивается палата, является выделение бюджетных средств на строительство объектов, не имеющих ПСД, либо ПСД для которых устарела или требует корректировки из-за изменения технических условий. Однако, несмотря на многочисленные недочеты, допускаемые при проектировании и проведении экспертизы проектов, на сегодняшний день никто из проектных и экспертных организаций к ответственности за некачественную работу привлечен не был.
В то же время мы хотим отметить и положительные результаты в деятельности проверяемых структур.
Так, Департамент архитектуры и строительства учел требование Контрольно-счетной палаты, которое предъявлялось нами с 2009 года, и приостановил действие территориальных единичных расценок (ТЕР) на территории Томской области до включения их в федеральный реестр сметных нормативов.
Кроме того, по предложению палаты и на основании решения комиссии по бюджету бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области Департаментом изданы приказы, регламентирующие порядок определения объема бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции).
В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла взаимодействие со Счетной палатой РФ и Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ. Взаимодействие происходило в соответствии с традициями, сложившимися при работе с Ассоциацией контрольно-счетных органов России. Председатель Контрольно-счетной палаты Томской области избран членом правовой комиссии Совета.
В отчетном году была продолжена деятельность регионального объединения органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Проведено 2 больших семинара-совещания Совета КСО Томской области совместно с представителями Прокуратуры Томской области, федеральных, региональных и муниципальных органов контроля и правоохранительных органов. Выработаны совместные решения и рекомендации по ряду важнейших сфер контрольной деятельности, в том числе - по аудиту в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Томской области в отчетном году проведено одно контрольное мероприятие, постоянно проводятся консультации, обсуждение проблемных вопросов. Практика проведения совместных проверок будет нами продолжена и в дальнейшем.
Реализуя принцип гласности, Контрольно-счетной палатой поддерживается в актуальном режиме сайт, издано 9 информационных бюллетеней (в т.ч. 3 - в электронной форме), кроме того, за отчетный год подготовлено, направлено в СМИ и размещено на официальном сайте 111 пресс-релизов о деятельности Контрольно-счетной палаты Томской области.
И в заключение. Структура годового отчета палаты определена нашими внутренними документами и при необходимости может быть изменена. Мы готовы выслушать ваши предложения по форме отчета, удобного для вашей работы.
Спасибо за внимание!