-
27 декабря 2014
О Заключении Контрольно-счетной палаты на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (ко второму чтению)
Контрольно-счетной палатой в областной парламент направлено заключение на проект закона Томской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», подготовленный по результатам работы согласительной комиссии и внесенный на рассмотрение Законодательной Думы Томской области во втором чтении.
Оценивая в целом соответствие законопроекта требованиям Бюджетного кодекса РФ, палата обратила внимание на следующее. Во-первых, проект имеет расхождения по основным характеристикам областного бюджета с рассмотренными согласительной комиссией в части сумм налоговых и неналоговых доходов. В пояснительной записке приведены цифровые значения изменений, без пояснения причин. Дать заключение о подтверждении увеличения сумм доходных источников не представляется возможным.
Во-вторых, по итогам работы согласительной комиссии сумма доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов областных унитарных предприятий, на 2015 год увеличена, но статья, устанавливающая норматив, осталась без изменений.
В-третьих, сумма доходов от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, увеличена по предложению Контрольно-счетной палаты на 10 851 тыс. рублей (из них 1 463 тыс. руб. - от продажи земельных участков под газопроводами и нефтяными скважинами, завершение процедуры приватизации которых может быть осуществлено в 2015 году). Но в Прогнозный план приватизации госимущества Томской области на 2015 год эти газопроводы и нефтяные скважины не включены, что свидетельствует о несоответствии объема планируемых доходов от продажи земельных участков перечню объектов недвижимости, включенных в план приватизации на 2015 год.
Закон об областном бюджете на трехлетний период принимается сформированным более чем на 97% по программному принципу, все 23 госпрограммы, составляющие областной бюджет, утверждены. Увеличение расходов на госпрограммы в разрезе пяти среднесрочных целей социально-экономического развития Томской области в абсолютном выражении составило (в 2015, 2016 и 2017 годах):
«Инновационная и конкурентоспособная экономика» - 652,8 млн.руб, 565,0 млн.руб, 592,0 млн.рублей;
«Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей» - 2 812,4 млн.руб, 1 977,6 млн.руб, 2 833,6 млн.рублей;
«Рациональное использование природного капитала» - 1 121,9 млн.руб, 365,3 млн.руб., 373,8 млн.рублей;
«Эффективная власть» - 1 180,7 млн.руб., 898,6 млн.руб., 884,8 млн.рублей;
«Развитая инфраструктура» - в 2015 году предусмотрено увеличение на 97,4 млн.руб., при этом в 2016 и 2017 годах - сокращение на 5,3 млн.руб. и на 215,8 млн.руб. (по причине сокращения расходов на ГП «Развитие транспортной системы в Томской области»).
Контрольно-счетная палата обращает внимание, что многочисленные замечания к проектам госпрограмм, отмеченные в заключении на проект к первому чтению, не нашли отражения в редакциях утвержденных госпрограмм (например, госпрограмма «Эффективное управление государственным имуществом и государственными закупками Томской области» утверждена постановлением областной администрации без устранения недостатков, отмеченных Контрольно-счетной палатой: показатели достижения цели и решения задач по-прежнему неконкретны, содержат общие формулировки; показатели конечного результата программы «Совершенствование системы учета и контроля государственного имущества Томской области» установлены как легко достижимые и преследующие ведомственные интересы).
В новой редакции проекта предусмотрены расходы на 63 объекта капстроительства (в первом чтении - 29) в рамках реализации 11 государственных программ. Анализом степени подготовки проектно-сметной документации по объектам, на которые запланированы расходы на 2015 год, установлено, что по 20-ти документация должным образом не подготовлена (в том числе: 16 - новых, 4 - переходящих с прошлых лет). Низкая степень подготовки проектно-сметной документации ведет к нарушениям в строительстве, к высокому риску возврата неиспользованных средств в конце финансового года, к неэффективному использованию бюджетных средств.
Согласительной комиссией рассматривался вопрос о дополнительном выделении средств областного бюджета в 2015 году в рамках реализации госпрограммы «Развитие образования Томской области» на строительство двух детских садов в г. Томске, но проектом эти объекты не предусмотрены, хотя включены другие, не рассматриваемые комиссией. Не устранено замечание по правовому обоснованию предоставления субсидии: в проект закона включена компенсация расходов на теплоснабжение организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут на 2015-2016 годы, не установленные соответствующими расходными обязательствами.
Палата делает вывод, что при рассмотрении законопроекта требуются его доработка и дополнительные пояснения.