-
12 августа 2014
О результатах контрольного мероприятия «Анализ участия Томской области в управлении некоммерческой организацией «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области»
Объектами проверки являлись два департамента: цель деятельности Департамента инвестиций - эффективная инвестиционная политика, Департамента по управлению государственной собственностью - управление и распоряжение областным имуществом; основная цель венчурного финансирования - создание благоприятной среды для инвестиций в науку и инновации, вложение средств в развитие компаний, реализующих с «нуля» наукоемкие инновационные проекты. Организованные по инициативе Правительства РФ государственно-частные региональные фонды в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) призваны инвестировать средства в предприятия на ранних стадиях развития.
Что показала проверка?
В 2005 году Томская область стала одним из победителей конкурса, проведенного Минэкономразвития России, по отбору субъектов РФ для предоставления им субсидий: средства из федерального бюджета на развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере предоставлялись в сумме, равной размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций…», единственным учредителем которой является субъект РФ. В ЗПИФ должно быть внесено имущество созданной некоммерческой организации (по 25% средств из федерального и регионального бюджетов), 50% средств - от частных инвесторов. Эти средства могли быть использованы исключительно на финансирование малых предприятий в научно-технической сфере.
Бюджетные средства в сумме 30 млн. руб. перечислены в качестве взноса Томской области в Некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области» (Некоммерческая организация «Фонд…») 1 декабря 2005 года, средства федерального бюджета в сумме 30 млн. рублей направлены на условиях софинансирования на расчетный счет данной организации 28 декабря 2005 года. Денежные средства в общей сумме 60 млн. руб., составлявшие имущество Некоммерческой организации «Фонд…», были переданы в доверительное управление управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда, отобранной на конкурсе, проведенном в апреле 2006 года. Победителем конкурса из 4-х участников признано ООО «Управляющая компания «Мономах», реорганизованное в ЗАО «Управляющая компания Мономах».
Стоимость имущества, составлявшего закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области» (ЗПИФ ТО), установлена в размере 120 млн. руб., 50% из которых поступили от Некоммерческой организации «Фонд…» из бюджетных средств, 50% - от частных инвесторов, привлеченных Управляющей компанией. Цель инвестиционной политики УК «Мономах» - получение доходов при инвестировании имущества в объекты, предусмотренные Правилами доверительного управления.
В целом за 7-летний период Управляющей компанией получено вознаграждение за управление средствами ЗПИФ ТО в сумме 27,14 млн. рублей. Общий размер выплат в пользу Некоммерческой организации «Фонд…» за весь период функционирования ЗПИФ ТО на 170 тыс. руб. превысил ее первоначальный вклад в ЗПИФ ТО и составила 60,17 млн. руб., из них: 11,73 млн. руб. - доходы по инвестиционным паям; 48,44 млн. руб. - денежная компенсация за паи при прекращении ЗПИФ ТО. За это время Управляющей компанией рассмотрено 130 инновационных проектов (бизнес-предложений), из которых 125 было отклонено, профинансированы инновационные проекты лишь 5 акционерных обществ (общая сумма инвестиций составила 77,85 млн. руб.), причем для завершения трех проектов требуются дополнительные инвестиции, в том числе для завершения стадии НИОКР.
Департамент инвестиций курировал деятельность Некоммерческой организации «Фонд…», однако не осуществлял должный контроль за выполнением исполнительным директором решений Попечительского совета. И Попечительским советом осуществлялся недостаточный надзор за деятельностью Некоммерческой организации «Фонд…», принятием исполнительным директором решений, обеспечением их исполнения и использованием средств организации.
Заседания Попечительского совета проводились нерегулярно, порядок и условия использования имущества для обеспечения текущей деятельности Некоммерческой организации «Фонд…» Советом не определены, не были утверждены финансовые планы и годовые отчеты о деятельности организации за ряд лет.
Исполнительным директором Некоммерческой организации «Фонд…» С. Мельченко неоднократно не исполнялись поручения и предписания Попечительского совета и осуществлялись сделки, не согласованные Советом, в том числе в совершении которых имелась его заинтересованность, допущены многочисленные нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, кроме того, осуществлялись не санкционированные Советом расходы на командировки.
Некоммерческой организацией «Фонд…» фактически в 2010-2014 годах осуществлялось предоставление на возмездной основе займов юридическим лицам для организации работ по инновационным проектам при отсутствии установленного Попечительским советом порядка осуществления этого вида предпринимательской деятельности. Без одобрения Советом совершено 30 сделок по предоставлению займов на общую сумму 19,67 млн. руб. четырем юридическим лицам, генеральным директором которых является С. Мельченко, одновременно - исполнительный директор Некоммерческой организации «Фонд…». Кроме того, в ситуации конфликта интересов совершено еще 6 сделок с ЗАО УК «Томский центр венчурных инвестиций» на общую сумму 1,9 млн. рублей.
В 2014 году использованы денежные средства Некоммерческой организацией «Фонд…» в сумме 2,9 млн. руб., в том числе на совершение сделок с заинтересованностью С.В. Мельченко. По условиям заключенных договоров займа и в соответствии с решениями Попечительского совета организации должны быть возвращены денежные средства в сумме 12,4 млн. руб., но графики возврата денежных средств, причем в меньшей сумме, чем установлено по итогам проверки, не соблюдаются.
По итогам проверки сделан вывод, что за 7 лет с момента создания ЗПИФ ТО не достигнута основная цель функционирования в регионе Закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций, средства которого должны не просто работать, а направляться на инвестирование субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою инновационную деятельность в научно-технической сфере и находящихся на территории Томской области.
Для принятия мер по результатам контрольного мероприятия в адрес Заместителя Губернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Ю. Гурдина и Заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике А. Князева направлены информационные письма, в адрес начальника Департамента по управлению государственной собственностью Томской области А. Трынченкова - представление для устранения выявленных нарушений и недостатков.
Департаменту по управлению госсобственностью (учредителю и высшему органу управления Некоммерческой организацией «Фонд…») предложено рассмотреть возможность ограничения расходных операций с денежными средствами, находящимися на расчетном счете Некоммерческой организации «Фонд…», обеспечения возврата исполнительным директором С. Мельченко подотчетных сумм, денежных средств, предоставленных в виде займов с учетом процентов и штрафов, а также неправомерно произведенных командировочных расходов. Кроме того, совместно с департаментом, курирующим деятельность организации, необходимо инициировать рассмотрение вопросов об основных направлениях развития и целях деятельности данной организации.
Информация о признаках нарушений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», допущенных Некоммерческой организацией «Фонд…, направлена палатой в Управление Министерства юстиции РФ по Томской области.