-
29 января 2014
Счётная палата направила в Госдуму официальное заключение на законопроект о долгосрочном бюджетном планировании
По результатам рассмотрения законопроекта, Счётная палата отмечает, что поддерживает закрепление в кодексе правовых основ формирования бюджетных стратегий на долгосрочный период. При этом контрольное ведомство обращает внимание, что указанный законопроект рационально рассматривать в Госдуме РФ одновременно с законопроектом «О государственном стратегическом планировании в РФ», который предполагает определение статуса и понятия бюджетной стратегии, ее места в системе стратегического планирования и бюджетной политике.
Также Счётная палата имеет ряд замечаний и предложений по законопроекту. Например, в данном документе предлагается дополнить Бюджетный кодекс РФ новой статьей «О долгосрочном бюджетном планировании», которая устанавливает, что бюджетные стратегии в РФ формируются на федеральном, региональном и муниципальном уровне. При этом согласно документу, муниципальный представительный орган вправе не разрабатывать бюджетную стратегию. Счётная палата считает необходимым уточнить порядок формирования бюджетных стратегий субъекта РФ в случае, если не все муниципальные образования в его составе примут решение о разработке данного документа.
Счётная палата считает целесообразным уточнить понятие «бюджетной стратегии», используемое в законопроекте, а именно указать, что стратегия должна содержать следующие показатели: источники финансирования дефицита федерального бюджета, планируемые объемы формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Данная норма должна быть прописана в Бюджетном кодексе РФ. Кроме этого, стратегия должна содержать различные варианты направлений бюджетной политики в зависимости от сценариев социально-экономического развития, а также оценку возможных рисков и механизмы их минимизации.
Текущий законопроект устанавливает периоды разработки и действия бюджетных стратегий. Так, стратегия Российской Федерации и субъекта РФ разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет, в свою очередь бюджетная стратегия муниципального образования - каждые 3 года на 6 и более лет.
Контрольное ведомство указывает, что необходимо соотнести периоды действия долгосрочных бюджетных стратегий со сроками реализации государственных и муниципальных программ. Также, периоды разработки и действия бюджетных стратегий субъектов РФ и муниципальных образований должны быть взаимоувязаны и скоординированы. Менее продолжительные периоды действия бюджетных стратегий на муниципальном уровне приведут к постоянным корректировкам стратегий на региональном уровне.
Законопроектом предлагается, что бюджетные стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровне разрабатываются на основе соответствующего прогноза социально-экономического развития. Корректировка прогноза социально-экономического развития и принятого закона о бюджете может служить причиной изменения соответствующей стратегии.
Контрольное ведомство отмечает, что законопроект не содержит временные параметры внесения возможных изменений в прогнозы социально-экономического развития, а также бюджетные стратегии, что может дискредитировать саму идею долгосрочного стратегического планирования.
Законопроект предполагает, что проект стратегии представляется в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете. Также, законопроект устанавливает, что долгосрочные бюджетные стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровне должны быть утверждены в срок, который не превышал бы двух месяцев со дня официального опубликования соответствующего закона о бюджете.
Счётная палата РФ придерживается иной позиции, согласно которой долгосрочные стратегии должны служить основой для составления соответствующих проектов бюджетов. Контрольное ведомство отмечает, что норму, регламентирующую подготовку и принятие бюджетных стратегий, целесообразно прописать в Бюджетном кодексе РФ.
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации