-
18 января 2024
Завершено экспертно-аналитическое мероприятие
Коллегией Контрольно-счетной палаты Томской области утвержден отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результатов исполнения по состоянию на 1 августа 2023 года рекомендаций по проведению организационных мероприятий по инвентаризации и выявлению пользователей объектов недвижимости без регистрации прав на эти объекты, по уточнению отсутствующих характеристик объектов, необходимых для принятия на налоговый учет».
Экспертно-аналитическое мероприятие проводилась группой под руководством аудитора Сергея Антони.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия сделаны основные итоговые выводы:
Контрольно-счетная палата обратила внимание на существующее противоречие справедливости налогообложения в решениях некоторых органов местного самоуправления в случаях установления пониженных ставок для строений с более высокой кадастровой стоимостью. Статья 3 Налогового Кодекса РФ устанавливает всеобщность и равенство налогообложения. Уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.
В 17 поселениях в 2023 году применялись регрессивные ставки для жилых объектов недвижимости, при этом до 1 декабря 2023 года в трех поселениях Каргасокского района, в одном поселении Молчановского района, в городе Кедровый, в трех поселениях Бакчарского района, регрессивные ставки были отменены. В 78 поселениях в 2023 году применялись пониженные ставки налога для коммерческих объектов (торговые центры, магазины, деловые и офисные центры и т.п.), перечень которых определен пунктами 7 и 10 статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ. До 1 декабря только в Каргасокском районе в четырех поселениях и Молчановском районе в двух поселениях пониженные ставки налога были увеличены до размера, установленного Налоговым Кодексом РФ.
Действия контрольно-счетных органов и администраций муниципальных образований по экспертизе правовых актов при установлении местных налогов можно разделить на 2 группы:
1. Экспертиза не проводилась в 11 муниципальных образованиях: Александровском, Бакчарском, Колпашевском, Первомайском, Тегульдетском, Чаинском, Шегарском и Молчановском районах, в городе Томске, Северске и Стрежевом.
2. Проведен анализ установления ставок налога на имущество физических лиц в 9 муниципальных образованиях: Асиновском, Верхнекетском, Зырянском, Кривошеинском, Парабельском, Кожевниковском, Томском и Каргасокском районах, в г. Кедровом.
Действия контрольно-счетных органов и администраций муниципальных образований по реализации мероприятий по выявлению объектов недвижимости, право владения и пользования которых не зарегистрировано в установленном порядке, также делятся на 2 группы:
1. Достаточно активно проводится работа по выявлению объектов в 9 муниципальных образованиях: Верхнекетском, Зырянском, Кожевниковском, Кривошеинском, Молчановском, Первомайском, Томском и Шегарском районах, в г. Стрежевом.
2. Информация или не предоставлена или где не уделили должного внимания работе по выявлению объектов недвижимости в 11 муниципальных образованиях: Александровском, Асиновском, Каргасокском, Колпашевском, Парабельском, Тегульдетском, Чаинском и Бакчарском райоах, в городе Томске, Северске и Кедровом.
Для примера Контрольно-счетной палатой Томской области выборочно определены потери поселений Кожевниковского района (расчетное значение) по налогу на имущество физических лиц в связи с применением регрессивных ставок составили 67 тыс. руб., потери от применения пониженных ставок в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) составили 3 160 тыс. руб. Оценка проведена по муниципальному району с активной позицией по выявлению объектов без зарегистрированного права, где проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ принятых сельскими поселениями Кожевниковского района Томской области решений об установлении налога на имущество физических лиц».
Соответственно предполагается значительно больший размер потерь поселений муниципальных образований, позиция которых в данном отчете обозначена как менее активных муниципальных образований, чем Кожевниковский район.
Контрольно-счетная палата дала рекомендации:
1. Администрации Томской области:
- утвердить дорожную карту о проведении в 2024 году инвентаризации земельных участков и строений подведомственных бюджетных учреждений;
- передать до окончания 2024 года в хозяйственный оборот выявленное имущество (часть имущества), не предназначенное для реализации полномочий органов государственной власти области и подведомственных им учреждений;
- при привлечении к участию муниципальных образований в государственных программах Томской области на 2025 год рассматривать в приоритетном порядке те муниципальные образования, у которых на 1 октября 2024 года значительно снижена доля объектов, права на которые не были зарегистрированы в установленном порядке.
2. Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области и Департаменту экономики Администрации Томской области до 1 июня 2024 года осуществить весь комплекс мероприятий по выявлению и понуждению к регистрации владельцев объектов, используемых в предпринимательских целях.
Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательную Думу Томской области и Губернатору Томской области.