-
30 марта 2017
Отчет Контрольно-счетной палаты принят
- В соответствии с планом работы проведено 23 мероприятия, в том числе 15 контрольных и 8 экспертно-аналитических мероприятий, подготовлено 46 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, поступивших от Законодательной Думы Томской области.
Контрольными мероприятиями было охвачено 36 объектов, из них 16 – органы исполнительной власти Томской области и местного самоуправления, 20 – областные государственные учреждения и организации, муниципальные учреждения и иные хозяйствующие субъекты.
Объем проверенных средств составил 50 739,5 млн.руб., в том числе:
- областного бюджета – 28 525,8 млн.руб. (56%);
- федерального бюджета – 79,1 млн.руб.;
- местных бюджетов – 127,7 млн.руб.;
- внебюджетных средств – 22 006,8 млн.руб..
В ходе контрольных мероприятий всего выявлено 507 нарушений и недостатков при исполнении действующих нормативных правовых актов, допущенных объектами проверок.
При этом в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса выявлено 269 фактов (53%) нарушений действующего законодательства.
Объем выявленных нарушений в финансовом выражении составил 2 665,0 млн.руб., в том числе:
- нарушения и недостатки при формировании доходов и планировании расходов бюджетных средств – 753,0 млн.руб. (пример - запланированные средства на капстроительство по итогам 2015 года не освоены в объеме 695 млн.руб. и возвращены в бюджет в следующем году);
- нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств – 36,1 млн.руб.;
- неэффективное использование бюджетных средств– 54,3 млн.руб.;
- нарушения и недостатки при предоставлении и расходовании бюджетных средств (кроме нецелевого, неправомерного и неэффективного) – 96,7 млн.руб.;
- нарушения при работе с собственностью – 149,8 млн.руб.;
- нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности – 1 469,3 млн.руб. (55%);
- другие нарушения и недостатки, допущенные в деятельности государственных органов и организаций при выполнении установленных им задач и функций – 105,9 млн.руб.
Из общего объема выявленных нарушений сумма нарушений, допущенных главными распорядителями бюджетных средств (10), органами местного самоуправления (5), 1 казенным учреждением составила 2 269,4 млн.руб. (85%).
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений руководителям проверенных учреждений и организаций Контрольно-счетной палатой направлено 24 представления и 15 информационных писем. Все представления рассмотрены и исполнены полностью или частично, в том числе на момент подготовки отчета восстановлено 24,7 млн.руб., принимаются меры по восстановлению еще 18,6 млн.руб. (всего более 43 млн.руб.).
В отчетном году в отношении должностных лиц и юридических лиц аудиторами составлено 8 протоколов об административных правонарушениях. При рассмотрении протоколов Мировыми судами по 7 принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа, по 1 протоколу на момент подготовки отчета решение не принято. По информации, предоставленной в Контрольно-счетную палату после проверок, в отношении 2 должностных лиц применены меры дисциплинарной ответственности, 5 должностных лиц уволено.
Материалы по 13 проверкам (в том числе прошлых лет) направлены в правоохранительные органы. Прокуратурой вынесено 3 представления об устранении нарушений законодательства. По 1 материалу Следственным комитетом Следственного управления по Томской области возбуждено уголовное дело по факту нецелевого расходования бюджетных средств.
Показателем эффективности работы органа внешнего финансового контроля является реализация предложений, внесенных аудиторами на основании анализа состояния дел по проверенной теме. Задача КСП - не только установить нарушения и выявить негативные финансовые последствия, но и добиться исправления ситуации имеющимися полномочиями.
По результатам рассмотрения предложений Контрольно-счетной палаты в части совершенствования нормативного правового регулирования бюджетного процесса участниками бюджетного процесса в 2016 году принято новых, внесены изменения и утратили силу 40 правовых актов, в том числе:
- Администрацией Томской области принято 2 новых и внесено изменений в 8 действующих нормативных правовых актов;
- Главными распорядителями бюджетных средств принято 11 новых и изменено 2 правовых акта;
Также приняты новые и изменены действующие локальные акты проверенных организаций.
Выводы по итогам контрольных мероприятий 2016 года можно сгруппировать как основные:
1. Управление и контроль
1. Выявлены многочисленные нарушения Порядка оплаты труда руководителей областных государственных унитарных предприятий, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 25.09.2007 № 147а, а также недостатки самого Порядка; отсутствие должного контроля со стороны Департамента по управлению государственной собственностью за соблюдением условий оплаты труда, установленных трудовыми договорами с руководителями ОГУП.
2. Не обеспечено качественное повышение эффективности управления имуществом Казны Томской области с целью существенного увеличения доходов от использования имущества. Доля земельных участков, находящихся в Казне, не предоставленных в пользование и не являющихся необходимыми для обеспечения выполнения государственных функций, составила 55% от их общего объема. Департаментом по управлению государственной собственностью не осуществляются достаточно эффективные действия по вовлечению этих земельных участков в хозяйственный оборот. Договорные отношения между Департаментом и арендаторами (пользователями) объектов недвижимости в проверяемом периоде строились в основном без соблюдения принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости, установленного земельным и гражданским законодательством.
2. Нарушение Бюджетного кодекса РФ
Установлено несоблюдение требований ст.78 Бюджетного кодекса РФ, выразившееся в предоставлении Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики субсидий ООО «Гарантийный фонд Томской области» без учета требований действующего в проверяемом периоде порядка предоставления субсидий на развитие и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства, что явилось следствием отсутствия в нормативных правовых актах Администрации ТО порядка действия органов исполнительной власти региона при изменении в течение финансового года соответствующих Порядков предоставления субсидий .
3. Пробелы в нормативных правовых актах и отсутствие должного внутреннего финансового контроля
Установлены пробелы нормативного правового регулирования в части порядков предоставления субсидий из областного бюджета практически по всем проверкам. Установлено, что контроль за соблюдением условий как предоставления, так и использования субсидий, на должном уровне департаментами не осуществлялся, а в ряде случаев отсутствовал, и это привело к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств. По отчетному году такие выводы сделаны аудиторами в отношении Департамента инвестиций, Департамента по социально-экономическому развитию села и Департамента лесного хозяйства.
4. Роль НПА по формированию и финансированию госпрограмм
1. Расходы областного бюджета уже несколько лет формируются по принципу обеспечения выполнения показателей, утвержденных в государственных программах. Контрольные мероприятия показывают, что часто сохраняется прежний, «от базы», принцип формирования расходов. Проводя экспертизы утвержденных госпрограмм, выясняется, что показатели выполнения многих мероприятий никаким образом не влияют на достижение показателя конечного результата цели программы. Свои выводы и рекомендации КСП дает в соответствующих заключениях, однако изменения положения мы пока не видим.
Как пример, ВЦП «Предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям Томской области» утверждена Департаментом без обоснования расчетов необходимого объема финансирования. За период 2013-2015г.г. объем предоставляемой консультационной помощи снизился на 50%, количество проводимых семинаров и встреч сократилось на 16%, однако объем субсидии на выполнение государственного задания остается практически на прежнем уровне. Более того, в ОГБУ «Аграрный центр Томской области» произошло сокращение должностей профконсультантов на 23% (при сохранении финансирования), при этом предоставление консультаций - основная цель ВЦП. Необходимость проведения консультаций в объеме, установленном в государственном задании, ни Департаментом, ни Аграрным центром не обоснована. Контрольное мероприятие показало, что имеются основания для уменьшения объема предоставляемой субсидии и сокращения предельной штатной численности учреждения.
2. Значительную долю в бюджете составляют расходы на оплату труда работников учреждений социальной сферы. КСП начала в отчетном году, и продолжает в нынешнем, контрольные мероприятия по обоснованности планирования средств на оплату труда работников образовательных учреждений. Результаты проверки показали необходимость уточнения либо замены применяемых формул для расчета средств, поскольку выяснилась парадоксальная ситуация, когда показатели «дорожной карты» исполнены, а объем средств для их достижения требуется в меньшей сумме, чем получается при расчете по применяемым методикам.
3. Еще одним «открытием» явилось отсутствие на областном уровне нормативных правовых документов, регламентирующих условия и порядок предоставления платных услуг учреждениями культуры, разработка и утверждение которых относится к функциям Департамента по культуре и туризму.
5. Отсутствие адресности выделения средств на капитальный ремонт объектов и низкое качество ПСД
1. «Правилами принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Томской области …», утвержденными постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а, регулируется включение в расходы областного бюджета ассигнований на финансирование объектов капитального строительства после прохождения процедуры отбора, учитывающей проведение:
- оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения;
- приоритетности финансирования переходящих объектов государственной и (или) муниципальной собственности;
- оценки влияния создания объекта государственной и (или) муниципальной собственности на комплексное территориальное развитие Томской области.
Вопросы принятия решения о финансировании из областного бюджета капитального ремонта объектов государственной (муниципальной) собственности Томской области регулируются «Порядком организации проведения капитального ремонта областных объектов недвижимого имущества», утвержденным распоряжением Администрации Томской области от 17.08.2011 №793-ра. Указанный Порядок предусматривает также определенную процедуру принятия решения по каждому из объектов.
Таким образом, как объекты капитального строительства, так и объекты капитального ремонта согласно требованиям вышеуказанных документов проходят процедуру отбора, учитывающую эффективность и приоритетность направления средств областного бюджета.
Однако, как показали проверки Контрольно-счетной палаты, имеет место практика выделения средств на капитальный ремонт объектов при отсутствии адресного распределения, что позволяет главным распорядителям бюджетных средств направлять средства областного бюджета на капитальный ремонт объектов без соблюдения процедуры принятия решения о проведении капитального ремонта. В результате выделение средств осуществляется без оценки эффективности, приоритетности, а также без учета реальной потребности в объеме расходов.
Как пример, проверка использования средств, направленных из областного бюджета на капитальный ремонт здания больницы в с. Моряковский Затон. Несмотря на то, что требовалось проведение работ по изменению назначения здания (образовательная деятельность изменена на медицинскую), проекту присваивается наименование «капитальный ремонт», не соответствующее характеру проводимых работ (изменение параметров здания, изменение функционального назначения), относящихся к определению «реконструкция». Работы на объекте проводились не в комплексе, что не только задержало его ввод в эксплуатацию, но и привело к неэффективным затратам, связанным с переделкой работ, произведенных ранее. Кроме того, в данной ситуации не обеспечивается безопасная эксплуатация здания, так как присвоение проекту наименования «капитальный ремонт» не обязывает заказчика проводить необходимые при реконструкции обследования, госэкспертизу, строительный надзор.
2. Анализом выявленных за период 2016 годов нарушений, установлено, что большинство из них связано с недоработками проектной документации, которые имеют место в каждом из проверенных объектов капитального строительства и капитального ремонта. Реализация некачественно разработанной проектной документации в дальнейшем влечет за собой такие нарушения, как: завышение стартовой цены контрактов, срыв сроков выполнения работ, отступление от утвержденного проекта, а также нецелевое и/или неэффективное использование бюджетных средств.
Более того, выявлены случаи невозможности реализации проектов из-за отсутствия предварительного обследования, упущения целых разделов проекта.
Как правило, низкое качество проектной документации при ее реализации создает трудности подрядным организациям, вынужденным исправлять ошибки и недоработки проектов собственными силами и за счет своих средств, так как привлечение проектировщиков (на которые госконтрактами возложена обязанность по исправлению проектов) требует затрат времени, влекущее срыв сроков.
Несмотря на то, что КСП в своих заключениях уже несколько лет указывает на данную проблему, до настоящего времени отсутствует практика привлечения к ответственности как проектировщиков, допустивших ошибки в проектах, так и организации, осуществляющие их проверку. По нашему мнению, Администрации Томской области необходимо принять действенные меры в виде контроля ответственности заказчиков за получение качественной проектно-сметной документации, соответствующей всем требованиям.
Наряду с названными системными проблемами, которые безусловно нужно решать, и КСП оставляет их на контроле, необходимо отметить позитивную оценку работы ряда департаментов, по взаимодействию с которыми достигается исправление ситуации в подведомственных сферах. В основном конструктивно воспринимаются предложения КСП Департаментом финансов, Департаментом по управлению государственной собственностью, Территориальным фондом ОМС, Департаментом архитектуры и строительства. (список согласован с аудиторами)
В отчетном году палатой в полной мере реализован принцип гласности. Информация о работе предоставлялась Законодательной Думе Томской области и Губернатору Томской области, правоохранительным органам и СМИ, размещалась в полном объеме на официальном сайте в сети Интернет. Сайт КСП Томской области признан одним из лучших в профессиональном сообществе.
Свою деятельность палата осуществляла в тесном взаимодействии со Счетной палатой РФ, участвуя в работе различных комиссий, с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований Томской области.
Кадровая работа в 2016 году (это прием на работу, увольнение, повышение квалификации и т.п.) осуществлялась в строгом соответствии с действующим законодательством.
На решение финансово-хозяйственных вопросов палатой использовано 5,6 млн.руб., которые были направлены на обеспечение деятельности (транспортное, информационно-коммуникационное обеспечение, содержание имущества и др.).